В
Проект благотворительный, никак не связанный с вашей профессией. Как вы стали послом Доброй воли?
Сюда, на Урал, меня пригласили. И я приняла приглашение. Но вообще-то я давно участвую в благотворительных мероприятиях с тех пор, как однажды ко мне обратилась организация, занимающаяся защитой прав человека, процедурой амнистий. И, поверьте, я тогда согласилась на участие отнюдь не из тщеславных соображений.
Со временем спектр благотворительных проектов, в которых я участвую, расширился. Это акции против СПИДа, против мин локальной направленности. Чудовищно: их воздействие не летальное, человек остаётся жить, но искалечен. И судьба искалечена...
По вашему собственному признанию, лет в
Нет, первое реальное! представление о России было году в
А мы с друзьями сопровождали в Ленинграде на гастролях певца Максима ле Форестье. Было весело. Молодость! Но все встречи с художниками, поэтами, писателями происходили на квартирах, вечерами. Официально же никакого общения.
Честно говоря, тогда только в музеях я получила истинное представление о России, её величии. С тех пор от вашей страны у меня всегда ощущение таинственности не только от масштабов, но и духа России. Люблю приезжать сюда...
Тогда банальный, но оправданный вопрос о предпочтениях в российской культуре. В кино? Театре?
В кино прежде всего Параджанов (вы ведь воспринимаете его как своего, русского режиссёра?). Он один из любимых. Тарковский, конечно. Из молодой режиссуры Звягинцев с его фильмом «Возвращение». Но, по правде говоря, во Франции мало кинотеатров, где показывают российское кино.
С российским театром знакома опосредованно. Видела в записи только те спектакли, что переведены на французский. Очень люблю Чехова. Надо бы начать учить русский. Но он такой трудный!
Вы не работаете в театре, поскольку, по вашему же признанию, испытываете страх перед сценой. Но в кино-то, с его крупными планами, ещё «страшнее». Как преодолеваете в себе профессиональные комплексы?
На самом деле всё проще. Театр не та сфера, что меня привлекает.
Тогда вернёмся к кино. К неожиданным для вас фильмам последних лет. Они вовсе не про любовь. В «Отчаянной домохозяйке» вы создали обаятельный образ женщины, которая перевоплощается из домохозяйки в кризисного менеджера, политика. Не хотели бы сами заняться политикой?
Нет! Политика интересует меня только как гражданина.
В фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» вы сами попросили у режиссёра маленькую роль. Мать героини работница завода(!). Роль абсолютно не стыковалась с вашим имиджем, внешностью. Чем вам был интересен этот риск?
Всегда интересно работать с режиссёром, который далёк от твоей страны, менталитета, привычек. Но датчанин Ларс фон Триер мало выезжает. И я понимала: придётся ехать к нему. Поехала. И испытала большое профессиональное удовольствие. Он требовал от нас, актёров, импровизаций. Было трудно, особенно Бьёрк, исполнительнице главной роли. Но результат премия Каннского фестиваля.
А несыгранные роли? Образ Анны Карениной раз...
Ну как об этом можно говорить?! Я актриса кино. Здесь мы ещё более зависимы, нежели в театре. Я всё время жду возможности поработать с известным мне, надёжным прежним режиссёром-партнёром или с интересным новым. Увы, сильные женские персонажи чаще встречаются не в сценариях, а в книгах. Тогда загораешься желанием: вот если бы были выкуплены права на экранизацию этой книги...
Ваши героини с достоинством, благородной пластикой, задумчивостью во взоре «уходящая натура» современного кино. Не испытываете профессиональный дискомфорт по этому поводу? Никогда не жалели о том, что стали актрисой?
За 40 лет профессиональной карьеры такие периоды, конечно, были. Как раз, припоминаю, в мои лет 40 примерно. Мне показалось: не такие уж интересные роли предлагают. И надо было принять решение сниматься в этих ролях или уйти из кино.
Спасибо судьбе: Франсуа Трюффо написал для меня «Последнее метро». Первая моя роль зрелой женщины! Фильм «развернул» меня, открыл для самой себя, представил какие-то иные, нежели прежде, грани личности. Я снова стала получать предложения сниматься.
Наш соотечественник Андрей Плахов написал когда-то о вас книгу «Красавица навсегда». Будет ли продолжение, дополненное издание книги о Катрин Денёв?
Сомнительное какое-то название! (улыбается). Судя по нему, продолжения не будет. С Плаховым мы встречались как с журналистом. Книгу он написал на основе того, что узнал обо мне во Франции из прессы, интернета. А я интернет не люблю. И даже не заглядываю туда. Знаю, чего только там обо мне нет!
Например, интернет приписывает вам фразу: «Если не хотите потерять любовь мужчины, не выходите за него замуж». Почти афоризм.
Вот видите! А я никогда такого не говорила. И в семейной жизни возможно счастье. Но не постоянное, конечно. Не безоблачное...
Любить по-русски?
Посол Доброй воли любимая киноактриса Катрин Денёв, приезжавшая на Урал с благотворительной целью, сегодня всё больше упоминается в уральском информпространстве как «женщина, отказавшая в свидании». Назревает даже скандал.
«Как она посмела отменить прогулку со звездой, за которую заплачены деньги?» звучит по ТВ из мужских(!) уст. Заметим, сам-то уральский бизнесмен, победивший в аукционе, устроенном организаторами благотворительной акции, и, стало быть, имеющий полное право почувствовать себя оскорблённым за несостоявшуюся прогулку, отнёсся к отказу философски. Вовсю негодуют доброхоты: собираются устроить пикет возле французского консульства, забросать его зонтиками (самый известный фильм с участием Катрин Денёв «Шербурские зонтики») и даже предъявить чуть ли не ноту.
Мужчины! Мужики! Угомонитесь. Ну, отказала женщина в свидании (а видел ли кто, кроме организаторов, договор с Катрин Денёв на «прогулку со звездой»?), ну в силу возраста и возможных проблем с самочувствием (а график в Екатеринбурге был у неё достаточно плотный) не смогла пойти на прогулку так что же, сразу в физиономию?.