Женщина. Француженка. Катрин

Катрин Денёв очень заинтересовалась тем, что на Урале есть своя, Свердловская киностудия. Шанс для сотрудничества! Фото Станислава Савина.

Катрин Денёв очень заинтересовалась тем, что на Урале есть своя, Свердловская киностудия. Шанс для сотрудничества! Фото Станислава Савина.

В 1970-х годах была идея снять российско-французский фильм (с музыкой Леграна и Богословского) о французской певице, которая едет в Большой театр петь главную партию в «Анне Карениной». В роли певицы — Катрин Денёв. Идея так и не осуществилась. Но спустя три десятилетия опера и Россия соединились-таки в судьбе киноактрисы Катрин Денёв благодаря уральскому проекту «Красота и сила оперы».

—Проект благотворительный, никак не связанный с вашей профессией. Как вы стали послом Доброй воли?

—Сюда, на Урал, меня пригласили. И я приняла приглашение. Но вообще-то я давно участвую в благотворительных мероприятиях — с тех пор, как однажды ко мне обратилась организация, занимающаяся защитой прав человека, процедурой амнистий. И, поверьте, я тогда согласилась на участие отнюдь не из тщеславных соображений.

Со временем спектр благотворительных проектов, в которых я участвую, расширился. Это акции против СПИДа, против мин локальной направленности. Чудовищно: их воздействие не летальное, человек остаётся жить, но искалечен. И судьба искалечена...

—По вашему собственному признанию, лет в 11–12 вы посмотрели фильм «Иван Грозный» Эйзенштейна (не каждый в столь раннем возрасте проявляет интерес к истории и шедеврам мировой кинематографии). Это было ваше первое впечатление о России?

—Нет, первое — реальное! — представление о России было году в 1975-м, когда я впервые приехала сюда. Ещё при Советах, ещё при «той» жизни. Такси — не поймаешь. Маленьких кафе нет. А ещё — настороженное отношение к иностранцам, туристам. Ключ в гостинице обязательно сдавать! И вечное наблюдение — кто куда пошёл.

А мы с друзьями сопровождали в Ленинграде на гастролях певца Максима ле Форестье. Было весело. Молодость! Но все встречи с художниками, поэтами, писателями происходили на квартирах, вечерами. Официально же — никакого общения.

Честно говоря, тогда только в музеях я получила истинное представление о России, её величии. С тех пор от вашей страны у меня всегда ощущение таинственности — не только от масштабов, но и духа России. Люблю приезжать сюда...

—Тогда банальный, но оправданный вопрос о предпочтениях в российской культуре. В кино? Театре?

—В кино прежде всего Параджанов (вы ведь воспринимаете его как своего, русского режиссёра?). Он — один из любимых. Тарковский, конечно. Из молодой режиссуры — Звягинцев с его фильмом «Возвращение». Но, по правде говоря, во Франции мало кинотеатров, где показывают российское кино.

С российским театром знакома опосредованно. Видела в записи только те спектакли, что переведены на французский. Очень люблю Чехова. Надо бы начать учить русский. Но он такой трудный!

—Вы не работаете в театре, поскольку, по вашему же признанию, испытываете страх перед сценой. Но в кино-то, с его крупными планами, ещё «страшнее». Как преодолеваете в себе профессиональные комплексы?

—На самом деле всё проще. Театр — не та сфера, что меня привлекает.

—Тогда вернёмся к кино. К неожиданным для вас фильмам последних лет. Они вовсе не про любовь. В «Отчаянной домохозяйке» вы создали обаятельный образ женщины, которая перевоплощается из домохозяйки в кризисного менеджера, политика. Не хотели бы сами заняться политикой?

—Нет! Политика интересует меня только как гражданина.

—В фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» вы сами попросили у режиссёра маленькую роль. Мать героини — работница завода(!). Роль абсолютно не стыковалась с вашим имиджем, внешностью. Чем вам был интересен этот риск?

—Всегда интересно работать с режиссёром, который далёк от твоей страны, менталитета, привычек. Но датчанин Ларс фон Триер мало выезжает. И я понимала: придётся ехать к нему. Поехала. И испытала большое профессиональное удовольствие. Он требовал от нас, актёров, импровизаций. Было трудно, особенно Бьёрк, исполнительнице главной роли. Но результат — премия Каннского фестиваля.

—А несыгранные роли? Образ Анны Карениной — раз...

—Ну как об этом можно говорить?! Я актриса кино. Здесь мы ещё более зависимы, нежели в театре. Я всё время жду возможности поработать с известным мне, надёжным прежним режиссёром-партнёром или с интересным новым. Увы, сильные женские персонажи чаще встречаются не в сценариях, а в книгах. Тогда загораешься желанием: вот если бы были выкуплены права на экранизацию этой книги...

—Ваши героини — с достоинством, благородной пластикой, задумчивостью во взоре — «уходящая натура» современного кино. Не испытываете профессиональный дискомфорт по этому поводу? Никогда не жалели о том, что стали актрисой?

—За 40 лет профессиональной карьеры такие периоды, конечно, были. Как раз, припоминаю, в мои лет 40 примерно. Мне показалось: не такие уж интересные роли предлагают. И надо было принять решение — сниматься в этих ролях или уйти из кино.

Спасибо судьбе: Франсуа Трюффо написал для меня «Последнее метро». Первая моя роль зрелой женщины! Фильм «развернул» меня, открыл для самой себя, представил какие-то иные, нежели прежде, грани личности. Я снова стала получать предложения сниматься.

—Наш соотечественник Андрей Плахов написал когда-то о вас книгу «Красавица навсегда». Будет ли продолжение, дополненное издание книги о Катрин Денёв?

—Сомнительное какое-то название! (улыбается). Судя по нему, продолжения не будет. С Плаховым мы встречались как с журналистом. Книгу он написал на основе того, что узнал обо мне во Франции из прессы, интернета. А я интернет не люблю. И даже не заглядываю туда. Знаю, чего только там обо мне нет!

—Например, интернет приписывает вам фразу: «Если не хотите потерять любовь мужчины, не выходите за него замуж». Почти афоризм.

—Вот видите! А я никогда такого не говорила. И в семейной жизни возможно счастье. Но — не постоянное, конечно. Не безоблачное...

Любить по-русски?

Посол Доброй воли любимая киноактриса Катрин Денёв, приезжавшая на Урал с благотворительной целью, сегодня всё больше упоминается в уральском информпространстве как «женщина, отказавшая в свидании». Назревает даже скандал.

«Как она посмела отменить „прогулку со звездой“, за которую заплачены деньги?» — звучит по ТВ из мужских(!) уст. Заметим, сам-то уральский бизнесмен, победивший в аукционе, устроенном организаторами благотворительной акции, и, стало быть, имеющий полное право почувствовать себя оскорблённым за несостоявшуюся прогулку, отнёсся к отказу философски. Вовсю негодуют доброхоты: собираются устроить пикет возле французского консульства, забросать его зонтиками (самый известный фильм с участием Катрин Денёв — «Шербурские зонтики») и даже предъявить чуть ли не ноту.

Мужчины! Мужики! Угомонитесь. Ну, отказала женщина в свидании (а видел ли кто, кроме организаторов, договор с Катрин Денёв на «прогулку со звездой»?), ну в силу возраста и возможных проблем с самочувствием (а график в Екатеринбурге был у неё достаточно плотный) не смогла пойти на прогулку — так что же, сразу в физиономию?.

Областная газета Свердловской области