Не до сна в летнюю ночь

«Нет! Он не даёт автографы!», – так началась автограф-сессия с Иэном МакКелленом. Но артист решил иначе и сам выбрал несколько счастливчиков. «ОГ» была первой среди них. Фото: Александр Исаков

«Нет! Он не даёт автографы!», – так началась автограф-сессия с Иэном МакКелленом. Но артист решил иначе и сам выбрал несколько счастливчиков. «ОГ» была первой среди них. Фото: Александр Исаков

  • Опубликовано в №113 от 25.06.2016 

В Екатеринбурге открылся фестиваль «Шекспир в летнюю ночь», одно из ключевых событий программы «Shakespeare Lives», которая приурочена к 400-летней годовщине смерти Уильяма Шекспира. Открывать фестиваль приехал, пожалуй, самый популярный британский актёр современности – сэр Иэн МакКеллен. Открытие было омрачено неприятным инцидентом, но вынесем его за скобки (в нашем случае – в отдельную врезку на газетной полосе). Открывшийся фестиваль действительно интересен своей программой.

Такой фестиваль в Екатеринбурге проходит впервые. До 29 июня свердловчане смогут увидеть и классическую постановку пьесы «Генрих V» 1944 года с Лоуренсом Оливье, и отреставрированную копию «Ромео и Джульетты» Франко Дзеффирелли 1968 года. Программа фестиваля включает коллекцию экранизаций шекспировских пьес, а также экспериментальные трактовки классических сюжетов.

В день открытия народу в «Салюте» было – как на бесплатной раздаче пива. Свободных мест не было вообще, а некоторые гости, кому не хватало мест, брали пластиковые стулья и садились в проходах. Ещё бы – сэр МакКеллен хорошо известен широкой аудитории. Гэндальф из «Властелина колец», Магнито из «Людей Икс», а также Ромео, Гамлет, Король Лир, Макбет и Ричард. За свою долгую театральную и кинокарьеру актёр сыграл в полутора десятках шекспировских пьес на сцене и на экране. Именно своего «Ричарда III», снятого в 1995 году и отреставрированного к 400-летней годовщине смерти Шекспира, привёз МакКеллен в Россию.

Но, конечно, зрителей, помимо фильма, интересовало общение с актёром.

– Скажу сразу – если вы хотите понять культуру Британии, надо понимать, что мы большие снобы, – сказал Иэн. – Шекспир у нас не просто человек – он как Бог и Солнце. Поэтому артист, который играет Шекспира, соединяется с этим божеством и тоже становится чем-то особенным. С этим автором сложнее, но вместе с тем интереснее всего работать. Это здорово, что любовь к Шекспиру сохраняется и у молодого поколения. Когда я был маленьким, меня родители часто водили в театр, потому что не было телевизора, и там я смотрел Шекспира. Начинал как зритель, теперь я – актёр.

Также артист поделился своим подходом к актёрской игре – к слову, профессионального театрального образования у него нет.

– Я не учился этому специально. В Британии нет единой системы игры, нет театральной школы. В этом её принципиальное отличие от России. В Кембридже можно изучать английскую литературу, не больше. Но у нас там был кружок молодых людей, которым был интересен театр. Для того чтобы понять актёрскую игру, не обязательно учить теорию, надо просто делать. Как актёр я делаю всё возможное, чтобы «забраться» в своего персонажа. Это сложный и очень интересный процесс. Действительно, нужно достичь такого момента, когда ты сольёшься с персонажем. У Станиславского, например, есть хороший совет. Когда вы читаете пьесу, сядьте перед зеркалом и, читая реплики героя, начните кривляться. И делайте это, пока не увидите в отражении его лицо. Это очень практичный совет. У меня, к примеру, свой метод: я срываю цветы, смотрю на небо, разговариваю с людьми, чувствую окружающий мир (смеётся). И во время репетиции я жду, что меня словно озарит солнечным светом и я пойму, как играть. Актёрская игра – интересная вещь. Иногда на репетиции делаешь что-то просто так, а режиссёр говорит: «Вот! Вот чего я от тебя хочу!»

Завершилась встреча далеко за полночь – так что в эту летнюю ночь было совсем не до сна. С одной стороны, вмешались технические проблемы, с другой – зрители долго не отпускали Иэна со сцены. В заключение 77-летний актёр прочёл отрывок из пьесы Шекспира «Сэр Томас Мор» наизусть.

Фестиваль будет продолжаться ещё несколько дней.

Шекспировские страсти

Говорят, что Шекспир описал все возможные сюжеты. Интересно, какой из них подходит к ситуации, сложившейся вокруг организации фестиваля?

Большой зал «Салюта», вмещающий почти 500 человек, был переполнен. Некоторые зрители сидели в проходах – на приставных стульях. Иэн МакКеллен открыл фестиваль приветственным словом, затем удалился, и начался показ фильма «Ричард III» с МакКелленом в главной роли. Но прошло пять минут, после чего изображение зависло, а затем экран и вовсе погас. Организаторы объяснили, что про­изошёл скачок напряжения и сгорела деталь в проекторе. Фильм покажут, когда всё исправят.

Однако… из душного переполненного зала выходить было нельзя – потому что скоро в холле должен пройти Иэн МакКеллен. На входе встали охранники и повторяли одну и ту же фразу: «Или вернитесь в зал, или мы вас выведем на улицу». В зале становилось очень жарко. Людям буквально нечем было дышать. Из зала не выпускали даже в туалет. Прошло минут 10–15, и МакКеллен действительно прошёл по холлу. После этого людям разрешили вый­ти в холл, но показ фильма так и не начался.

Зрители попытались сдать билеты и вернуть деньги (билет стоил 500 рублей), но это им не удалось – в кассе выдавали проходку на любой фильм кинотеатра с открытой датой. Согласитесь, неравноценная замена – билеты на фильмы в «Салюте» обычно стоят 200 руб­лей. Многие просто покинули кинотеатр. Да, не в деньгах счастье, но тем не менее. Те, кто остались, провели в кинотеатре около семи часов. И совсем уже вишенка на этом сомнительного качества торте – когда зрители, которым в прямом смысле слова пришлось попотеть, захотели освежиться, выяснилось, что в «Салюте»… отключена холодная вода.

В итоге зафиксируем, что, во-первых, «Салют» нарушил элементарные правила безопасности. Более пятисот человек, узкие двери, духота – и при этом что-то замкнуло, что-то сгорело… Во-вторых, момент этический – не выпускать зрителей из душного зала просто потому, что по холлу должна пройти звезда? И это при том, что сам МакКеллен был не прочь пообщаться со зрителями, но их к нему не пускали. И третий момент. Оплошали – исправьтесь. Как минимум – верните зрителям деньги и извинитесь.

Областная газета Свердловской области