Опасности и соблазны светской жизни

«Светская жизнь» стала третьей совместной работой  Кристен Стюарт и Джесси Айзенберга. Кадр из фильма

«Светская жизнь» стала третьей совместной работой Кристен Стюарт и Джесси Айзенберга. Кадр из фильма

  • Опубликовано в №135 от 27.07.2016

На российские экраны вышла «Светская жизнь» Вуди Аллена. 80-летний режиссёр не отступает от заданного темпа и каждый год старается радовать любителей кино.

Режиссёра не раз упрекали в однообразии, однако, каждый новый фильм Аллена — как новая серия одного длинного сериала. «Светская жизнь» — не исключение. Режиссёр использует привычные формы и методы, но гораздо важнее здесь не средства, а цель — рефлексия, внутренний отклик зрителя. Действие разворачивается в 30-е годы прошлого века, но фильм вовсе не о золотом веке Голливуда — это лишь красивая декорация вечной истории, которая могла произойти в любое время и в любом месте.

Бобби (Джесси Айзенберг) — молодой и не очень уверенный в себе юноша из простой еврейской семьи, отправляется в Голливуд на поиски лучшей жизни. Ему удаётся стать мальчиком на побегушках у своего дяди Фила — успешного кинопродюсера. Бобби посещает все светские приёмы, общается с кинозвёздами и влюбляется в секретаршу Фила — Вонни (Кристен Стюарт), не подозревая о том, что стал звеном в образовавшемся любовном треугольнике. Всем героям предстоит сделать сложный выбор, который определит их дальнейшую жизнь.

Одна из удивительных способностей режиссёра — умение создать целостную картину жизни за счёт обдуманной фрагментарности. И без того эмоционально подвижный сюжет разбавлен вставками из жизни семьи Бобби — жизни, похожей на одну сплошную еврейскую шутку. Несколько гротескные персонажи прописаны Алленом с долей иронии, но чувствуется также и настоящая искренняя любовь. Набор банальностей и неурядиц семейной жизни, рассказанный с тонкостью комика — одна из притягательных черт картины.

Привычное для Аллена закадровое повествование придаёт фильму размеренный ритм и заставляет зрителя погрузиться с головой в хитросплетения этой истории, в которой всё продумано до мелочей. Каждая реплика, взгляд или улыбка создают ситуативный спектр полутонов, в котором комедию сменяет драма. В этом, конечно, и заслуга главных актёров картины. Джесси Айзенберг и Кристен Стюарт — молодые звёзды современного Голливуда — легко и естественно сыграли свои роли в обстановке 30-х годов. Возможно, Аллен нашел «своего» актёра-преемника, ведь роль Бобби он вполне мог сыграть и сам, если бы был помоложе. В образе Бобби легко прочитывается автобиографический подтекст картины, ведь сам режиссёр — такой же выходец из небогатой еврейской семьи, он так же ненавидит светскую жизнь Голливуда и влюблён в Нью-Йорк. Два города, показанные в фильме — это две истории, наполненные разным настроением. В Лос-Анджелесе герой Айзенберга попадает в бурлящий поток светской жизни почти вынужденно и быстро понимает ту пустоту, что скрыта под внешним блеском. Вонни также понимает все превратности этой жизни, но выбирает богатство, и светская жизнь беспощадно проглатывает её. Жизнь — это бесконечный набор выборов и упущенных возможностей, поэтому история будет близка каждому.

Мелодраматическая комедия, наполненная остроумными диалогами, не стремится к морализаторству или философствованию. Ведь режиссёр говорит о простых вещах, вечных по своей сути. «Светская жизнь» — это ёмкое и актуальное высказывание, у которого нет начала и конца. Вуди Аллен, всю жизнь снимавший на плёнку, впервые использует цифровую камеру в ретромелодраме и как будто снова говорит нам — ничего не изменилось, жизнь всё та же.

Областная газета Свердловской области