Обладатель «Оскара» впервые представил в Екатеринбурге эскиз нового мультфильма

Эскиз к знаменитому мультфильму Свердловской киностудии – «Добро пожаловать!». При его создании Александр Петров впервые использовал технику «ожившей живописи»

Эскиз к знаменитому мультфильму Свердловской киностудии – «Добро пожаловать!». При его создании Александр Петров впервые использовал технику «ожившей живописи»

  • Опубликовано в №157 от 26.08.2016

Завтра в нашей стране отметят один из главных для Года кино праздников – День российского кино. В Свердловской области кино всегда любили, ценили, а самое главное – умели и умеют снимать. И справедливо, что наш регион отметит этот день интересными мероприятиями. Мы же расскажем о выставке, которую просто обязан посетить каждый, кто неравнодушен к киноискусству – экспозицию под названием «Невидимые грани киномира», представленную в резиденции губернатора Свердловской области.

Выставка организована Свердловским региональным отделением Союза художников России, большинство работ, которые мы сегодня можем увидеть в резиденции, хранились в фондах Союза и раньше не выставлялись. С экспозицией мы знакомимся вместе с председателем регионального отделения Союза художников – Сергеем Айнутдиновым, под его руководством и создавалась эта масштабная подборка художественных работ.

По сути, перед нами – процесс, который всегда остаётся за кадром. Зрители видят лишь итог – готовый фильм, но работа художников кино, декораторов, художников по костюмам начинается задолго до самих съёмок.

Несколько картин на выставке – эскизы к фильмам Ярополка Лапшина. Художник Юрий Истратов проработал с режиссёром много лет. Его интерьеры, созданные для фильма «Приваловские миллионы», завораживают, – кажется, вот-вот в красной бархатной комнате откроется дверь и войдёт сам промышленник Привалов с красавицей Зосей.

– Сегодня далеко не все делают такие эскизы, – рассказывает Сергей Айнутдинов, – а раньше каждый художник обязан был не только их создать, но и защитить перед советом – так решалась судьба фильма. В фондах Союза сохранились четыре эскиза Юрия Истратова к фильму «Железное поле» (они тоже представлены в экспозиции). А вот – экспликации Валерия Кукенкова к ещё одному фильму Лапшина – «Здравствуй, брат», выполненные акварелью. Делались они в подмогу режиссёру и оператору, чтобы ясна была композиция кадра: расположение героев и предметов. Сейчас это делается не на бумаге, а моделируется в 3D. Так что перед нами – своего рода раритет.

Современный кинематограф представлен художественными работами к фильмам Алексея Федорченко. Так, на выставке можно ознакомиться с эскизами костюмов к его картине «Небесные жёны луговых мари», за которые, кстати, художница Ольга Гусак была награждена премией «Золотой орёл».

Но главная роль на выставке принадлежит всё же её величеству анимации – жанру, который прославил наш регион далеко за пределами страны. Так, на выставке представлены рисунки Алексея Харитиди – лауреата премии «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Свердловчане могут увидеть кадры из его самого известного мультфильма – «Гагарин». Сейчас художник живёт в Канаде, а эти рисунки, которыми он поделился с широкой публикой, долгое время хранились у Сергея Айнутдинова.

– Я всегда старался что-то собирать, хранить – насколько это было возможно, – рассказал «ОГ» Сергей Айнутдинов. – Ведь тот же Харитиди свои лучшие картины сделал здесь, в Екатеринбурге. Раньше на Свердловской киностудии нас заставляли весь этот материал выбрасывать. Только представьте: чтобы создать десятиминутный мультфильм, художник-мультипликатор делает порядка 40 тысяч рисунков. Это же надо где-то хранить… Поэтому после того как мы заканчивали работу над фильмом, рисунки какое-то время лежали в коридоре, люди брали себе что-то на память, а остальное просто выбрасывалось. Сейчас, безусловно, многое из того было бы интересно.

На радость зрителям сохранились в фондах Союза художников и работы сразу к нескольким фильмам единственного в России обладателя «Оскара» за мультипликацию – Александра Петрова,который долгое время трудился на Свердловской киностудии.

Этот эскиз Юрий Норштейн делал для заставки передачи «Спокойной ночи, малыши!» в 2001 году. Однако после нескольких выпусков «Первый канал» завалили письмами: «Дети боятся страшных картинок». Пришлось вернуть прежнюю заставку

Когда Александр Петров, который сейчас живёт в Яро­славле, узнал о предстоящей выставке в Екатеринбурге, он отправил нам эскизы своего нового фильма (который ещё только в процессе создания) – это мультипликационная картина по мотивам повести Александра Грина «Алые паруса». Эскизы выполнены в той же уникальной, невероятно сложной технике «ожившей живописи» по стеклу или, как её ещё называют, «пальцевой живописи», что и его самый знаменитый мультфильм «Старик и море». Поэтому свердловский зритель – первый, кто увидит новую работу мультипликатора.

Продлится выставка до 18 сентября. Для того чтобы её посетить, нужно оставить заявку, позвонив по телефону: 8 912 610 85 57.

Областная газета Свердловской области