«Театр – ещё и кафедра жизни»

Премьера спектакля «Мы, нижеподписавшиеся» состоялась весной на фестивале, посвящённом творчеству Булата Окуджавы. Теперь постановка вошла в репертуар нижнетагильского театра. Фото: Кирилл Глазырин

Премьера спектакля «Мы, нижеподписавшиеся» состоялась весной на фестивале, посвящённом творчеству Булата Окуджавы. Теперь постановка вошла в репертуар нижнетагильского театра. Фото: Кирилл Глазырин

  • Опубликовано в №166 от 08.09.2016

Свердловскому зрителю, безусловно, будет что посмотреть и о чём поспорить в храмах Мельпомены: афиши театров на новый сезон – это в основном спектакли-размышления, переосмысление классики и смелые эксперименты – от японской экзотики до ужастиков. В преддверии нового театрального сезона художественные руководители театров региона, вторя друг другу, заявляют: театр как развлечение в этом году уже неактуален. Зритель больше не идёт отдыхать, он идёт думать. Поговорим об этой и других театральных тенденциях…

Зачем сегодня зрителю классика

Конечно, выводы обычно делают под занавес сезона. На пороге же трудно предположить, каким он будет, что останется в памяти, и войдут ли какие-то из заявленных премьер в историю. Но даже знакомство с афишей даёт определённое представление о том, каким будет тот или иной театр в сезоне 2016/2017.

Внимание к классике на уральской сцене не ослабевает – каждый год мы видим вариации на тему хорошо знакомых произведений. Но судя по всему, в этом году абсолютно канонических постановок мы не увидим. Свердловская драма, которая ежегодно вводит в репертуар новые спектакли по классическим произведениям, в этом сезоне представит новый взгляд на тургеневских «Отцов и детей» в инсценировке российско-латвийского режиссёра Адольфа Шапиро. Ставят спектакль режиссёр театра Дмитрий Зимин и сценограф Владимир Кравцев. Думаю, ждать от них традиционной версии не стоит – это будет именно размышление по мотивам… Подобный опыт у дуэта уже есть – довольно успешно они переосмыслили Андрея Платонова и Владимира Набокова. Премьера новой работы состоится в день рождения театра – 1 октября.

Современная проза расширит в этом году афишу Малой сцены театра – там покажут спектакль по роману Валерия Золотухи «Свечка». В прошлом году это произведение было удостоено второго приза «Большой книги». В феврале 2015-го писатель ушёл из жизни, над своим романом он работал 12 лет. Поэтому перед постановщиками – двойная ответственность.

Сразу два театра – Свердловская драма и Екатеринбургский театр юного зрителя представят свои прочтения новеллы Оскара Уайльда «Кентервильское привидение». Для ТЮЗа инсценировку написала драматург Светлана Баженова, музыку к спектаклю – местная группа «The Karovas Milkshake». Поставит это необычное действо, где, как уверяют в театре, в одном флаконе будет смешано несовместимое, – главный режиссёр ТЮЗа Илья Ротенберг. Этим спектаклем театр откроет свой сезон.

Японская экзотика и спектакль-ужастик

Свердловскому театру музыкальной комедии предстоит очень насыщенный сезон. Мы бы заострили внимание на спектакле с экзотическим названием «Микадо», который должен стать первой премьерой 2017 года. Это эксперимент, и достаточно рискованный. Но эксперименты свердловскому зрителю нравятся и идут обычно на ура – вспомним ту же «Сатьяграху», например…

– Постановку «Микадо» мы берём с большой опаской, – рассказывает директор театра Михаил Сафронов. – Может быть, это спектакль не совсем нашего профиля – так же как и постановки «Яма», «Екатерина Великая». Музкомедию многие до сих пор воспринимают как канканчики и всё. Мы же взяли курс не только на развлечение людей. Пора вспомнить о том, что театр – это кафедра жизни, и мы хотим, чтобы зрители шли к нам и за этим тоже. Только на одном языке с современной публикой говорить невозможно, мы должны представить спектакли на любой вкус. Первый в нашей стране «Микадо» поставил Константин Стани­славский – это был памфлет на злобу дня. И, как мне кажется, сейчас эта постановка будет ещё более актуальна – многие ситуации, которые сегодня имеют место в мире, можно просто брать – и вставлять в спектакль. И потом, это экзотика, которой у нас ещё не было – совсем не европейский спектакль, постановка с японскими корнями. Режиссёром будет москвич Алексей Франдетти, в которого мы буквально влюбились после его работы над спектаклем «Бернарда Альба».

Как всегда постарается удивить зрителей и театр «Драма номер № 3» Каменска-Уральского. В этом сезоне одна из их главных премьер – спектакль-ужастик «Хэллоуин». И снова за неожиданной, даже шокирующей оболочкой скрыта очень серьёзная социальная тематика – детское одиночество.

– Это идея латвийского режиссёра Галины Полищук, – рассказывает Людмила Матис, художественный руководитель театра. – История про девочку, которая в 13 лет осталась одна, её родители погибли. И ей надо как-то выжить, несмотря на то, что у неё очень сложное окружение. Я много читала о проблеме детского одиночества, и самое страшное, что дети чувствуют себя ненужными даже в полноценных семьях. Одни родители сегодня увлекаются виртуальными мирами и предпочитают это общение разговорам с ребёнком, другие постоянно зарабатывают деньги, чтобы как-то обеспечить жизнь. Нашей героине не хватает настоящего внимания к ней как к личности. В театре вообще очень редко ставят ужастики, у нас это будет жанр в жанре – за ужастиком скрыто серьёзное психологическое исследование. Хотя будут там и любовь, и убийство, и страшные тыквы.

Бросают Ленком и МХТ ради тагильчан

Тенденция, которую мы наблюдаем уже не первый год, – наши театры интересны для режиссёров других регионов и стран. Специалисты с удовольствием приезжают не только в Екатеринбург, но и в Каменск-Уральский, Серов, Нижний Тагил.

В этом сезоне из пяти новых спектаклей Нижнетагильского театра драмы имени Д.Н. Мамина-Сибиряка – четыре поставят приглашённые режиссёры. Это такие постановки, как «Тартюф», «Алые паруса», «Собачье сердце» и «Леди Макбет Мценского уезда». А откроется сезон 16 сентября спектаклем «Мы, нижеподписавшиеся», который не только поставил московский режиссёр Владимир Скворцов, но и где наряду с тагильскими актёрами играют звёзды всероссийского уровня – Анна Большова, Анатолий Кот и Андрей Кузичев.

– Мы намеренно делаем этот пробный шаг, приглашая сразу несколько режиссёров – в том числе из Казани и Москвы, поскольку хотим работать в разных направлениях, – рассказывает художественный руководитель театра Игорь Булыгин. – «Мы, нижеподписавшиеся» – экспериментальная постановка, которая, безусловно, нашла отклик у зрителя и уже вошла в репертуар нашего театра. Звёзды на несколько дней бросают Ленком, театр Джигарханяна, МХТ – и с удовольствием работают у нас. 16 сентября мы выступаем в Нижнем Тагиле, а уже 19 сентября – показываем спектакль в Театре имени А.С. Пушкина в Москве.

Юбилейный сезон

105 лет – 12 октября 2017 года Екатеринбургскому театру оперы и балета. Помимо оперы «Пассажирка» от создателей уже знаменитой на всю страну «Сатьяграхи», театр в этом сезоне представит ещё несколько громких премьер. Например, оперу Антонина Дворжака – «Русалка». Что интересно, работать над чешской музыкой будет команда чешских постановщиков – режиссёр, художники по свету, декорациям и костюмам. Это уже к вопросу об иностранном сотрудничестве.

75 лет – 21 апреля 2017 года Серовскому драматическому театру имени. А.П. Чехова. В юбилейном сезоне труппа представит премьеры: «Женитьба Бальзаминова», «Смерть Тарелкина», «Зигзаг удачи» и «Вишнёвый сад».

– У нас готовится, как видите, классический репертуар, – рассказывает главный режиссёр театра Пётр Незлученко, – но когда мы начали прописывать материал к «Вишнёвому саду», уже поймали себя на мысли, что получим мы за такой «Вишнёвый сад» (смеётся).

65 лет – 4 ноября 2016 года Театру музыки, драмы и комедии города Новоуральска. Одна из масштабных премьер сезона в театре – сказка для взрослых «Последний секрет Шахерезады», либретто к которой написал новоуральский писатель-фантаст Евгений Гаглоев, а музыку – тоже местный композитор Нейл Прокин.

Областная газета Свердловской области