«Легенда о Коловрате»: лучшее — враг хорошего

Главный герой в «Легенде о Коловрате», по задумке создателей, не должен был соответствовать классическому образу русского богатыря. Фото: Кадр из фильма "Легенда о Коловрате". Реж. Д. Файзиев, И. Шурховецкий

Главный герой в «Легенде о Коловрате», по задумке создателей, не должен был соответствовать классическому образу русского богатыря. Фото: Кадр из фильма "Легенда о Коловрате". Реж. Д. Файзиев, И. Шурховецкий

На большие экраны вышел фильм «Легенда о Коловрате» Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого. За первый уик-энд историческое фэнтези о нашествии Батыя собрало 282,6 млн рублей, возглавив российский прокат. Это неудивительно — историческое кино сейчас пользуется популярностью. Впрочем, очередной российский блокбастер получился красивым, но неинтересным.

Перед тем как фильм вышел в прокат, его показали Президенту России Владимиру Путину.«Из того, что видел, — впечатляет, за душу берёт. И сама по себе идея хорошая», — цитирует «Интерфакс» президента. Вот именно — идея хорошая. В российском кино сейчас вообще много хороших идей, но как доходит до их воплощения — сразу возникают вопросы.

Из легенды – в кино

За историческую основу взят подвиг Евпатия Коловрата из «Повести о разорении Рязани Батыем». В 1237 году Батый напал на Рязань и сжёг город дотла. Княжеский десятник Коловрат, узнав о нападении монголов, спешно двинулся в город. Обнаружив лишь развалины домов и убитых людей, он решил отомстить и с «малою дружиною» двинулся на Орду.

«Легенду о Коловрате» условно можно разделить на две части: визуальную и смысловую. Проанализировать их можно по отдельности, поскольку к одной меньше вопросов, чем к другой. Сюжет здесь похож на классическую историю о трехстах спартанцах. Бесстрашный Коловрат (первая крупная роль Ильи Малакова) с группой отважных воинов хочет одолеть едва ли не всю Орду. Цель, конечно, благая, но даже не зная до конца историю, понимаешь, чем она кончится. При этом создатели активно в своих целях трансформируют первоисточник (на то это и легенда, что никто не знает, что было на самом деле). Коловрат из-за детской травмы страдает амнезией и каждое утро забывает всё, что было до удара по голове. Ему при этом почему-то всегда в таких припадках нужно бить всех, кто подвернётся под руку. А, к примеру, войско с 1700 воинов (в повести) сокращается в фильме до пары десятков. Создатели активно настаивают — это не историческая реконструкция, но зачем тогда ставить в центр сюжета героя народного сказания?

И, конечно, медведь

В таких фильмах больше всего пугают стереотипы. Как бы ни отходили кинематографисты от них, далеко уйти не удаётся. Коль воины-русичи — обязательно бородатые, могучие, умелые. Все, как говорится, на подбор. «Каждый воин — десяти ордынцев стоит», — звучит едва ли не на первых минутах фильма. Есть обязательно мудрый отшельник (названный символично Нестором), который, конечно же, в трудный момент поможет, какая-то картинная Рязань, румяные дети, блины и даже медведь, компьютерно увеличенный до размеров динозавра. По антуражу, увы, ничего нового, за исключением, пожалуй, изображения Орды.

Враги в таких фильмах обычно показаны какой-то безликой (часто глупой) массой. Однако в «Легенде о Коловрате» монголы прорисованы с детальной точностью. Выразительный Батый (Александр Цой) — настоящий восточный красавец, мудрый и рассудительный. А его воины — такие же ловкие и умелые.

Мелкие стычки в лесу

Если закрыть глаза (не в прямом смысле) на сюжет, то вполне можно насладиться картинкой, поскольку визуальная часть — это демонстрация технологического уровня российского коммерческого кинематографа. Конечно, при бюджете в 360 миллионов рублей ожидать второго «Викинга» (у того бюджет 1,2 миллиарда) глупо, но в целом картинка оставляет приятное впечатление. Можно даже сказать, что именно она и держит зрителя, а следовательно, приносит и кассу. В какой-то момент нет-нет да и увернёшься от меча или камня, брошенного на экране.

При этом создатели почему-то больших батальных сцен в фильме избегают. Да, кульминация вкупе с развязкой, где на горе уже с десяток воинов во главе с Евпатием из последних сил сражаются с монголами, выглядит эффектно, но большинство боёв — это мелкие стычки в лесу.

В этом-то, наверное, и есть главная проблема отечественного блокбастера. Вроде идём правильным путём, но всё время одно перевешивает другое. Красивая картина, но меньше смысла, а то и наоборот. Может, это от желания делать фильм только лучше? Может, но надо помнить: лучшее — враг хорошего.

  • Опубликовано в №228 от 7.12.2017 
Областная газета Свердловской области