«Карп отмороженный»: дорогие мои старики

Марина Неёлова (слева) и Алиса Фрейндлих выступили  в крайне необычных  для себя ролях.  Кадр из фильма «Карп отмороженный», реж. Владимир Котт

Марина Неёлова (слева) и Алиса Фрейндлих выступили в крайне необычных для себя ролях. Кадр из фильма «Карп отмороженный», реж. Владимир Котт

В прокат вышла новая работа Владимира Котта с интригующим названием «Карп отмороженный». Картина, которая летом 2017 года сначала получила награду 39-го Московского международного кинофестиваля, а потом была отмечена специальным призом жюри II Уралкинофеста, по сути, открывает год в российском кино. И трагикомедия о старости, нравственности и семейных ценностях с ролью «открытия» справилась весьма удачно.

Хотя стартовал «Карп» как-то совсем тихо. Между главным рекордсменом по сборам — «Движением вверх» и, бесспорно, небезынтересными западными работами («Форма воды», «Величайший шоу-мен») кинотеатры даже не смогли найти место для афиши новой картины Владимира Котта. Конечно, на рекорды «Карп» изначально не претендовал, но задвигать такой фильм на второй план было бы неправильно: такие работы нужны нашему кинематографу как воздух.

В основе сюжета фильма — повесть «Карп отмороженный» Андрея Таратухина. Подобную историю, пожалуй, наиболее ярко поймут именно в России: пенсионерка Елена Михайловна (Марина Неёлова) живёт в маленьком городке. В прошлом она учительница литературы, и едва ли не каждый житель посёлка её бывший ученик. Вот один из них, работающий ныне врачом, в самом начале и сообщает ей, что у неё проблемы с сердцем и что самое страшное — умереть она может в любой момент. Тут бы расстроиться, позвонить сыну Олегу (Евгений Миронов), но не до матери ему — строит свою жизнь в Москве. Что делать? Елена Михайловна решает буквально всё взять в свои руки — организовать похороны, поминки, купить гроб, получить справку о смерти… заранее.

В этой фантасмагории не то Шукшина, не то Гоголя легко можно уйти в «чернуху», но Владимир Котт представляет на экране трагикомедию, в которой больше поводов подумать, чем посмеяться. «Раньше всё было проще, а теперь ничего не понятно», — сетует соседка главной героини, в исполнении Алисы Фрейндлих, а затем — щемящий сердце кадр: две старушки, одиноко сидящие на скамейке, ненужные даже собственным детям. Впрочем, сын Елены Михайловны скоро объявится, на белом «Ауди» и в дорогом пальто. Он не был дома пять лет и даже не узнает её при первой встрече, но мать любит сына и, конечно, ждёт.

Для Марины Неёловой (слева) роль Елены Михайловны стала первой за восемь лет. Алиса Фрейндлих, знакомая зрителю по ролям интеллигентных женщин, играет нахальную бабку. Кадр из фильма «Карп отмороженный», реж. Владимир Котт

А вокруг всего этого медленно плывёт провинциальная жизнь. Алкоголики, продавщицы, свадьбы. Один из бывших учеников Елены Михайловны после рыбалки отдаёт ей большого карпа, который неожиданно оживает после глубокой заморозки и стучит хвостом: я ещё жив.

И вот этот самый карп и становится символом надежды на светлое будущее: может, и сын также оттает и вспомнит о матери, может, Елена Михайловна будет жить ещё долго?

«Карп отмороженный» о наших дорогих стариках — мамах, папах, дедушках и бабушках. О том, как им может быть одиноко, как им иногда не хватает нашей поддержки и нашего внимания, а мы всё бежим в быстром потоке своей жизни. «Мама, я же ничего о тебе не знаю», — со слезами на глазах кричит её сын Олег в кульминационный момент. А затем добавляет: знаю, что я плохой сын. Но Владимир Котт сознательно не делит героев на хороших и плохих. Пусть зритель сам решает. Впрочем, за этим и открытый финал: пусть каждый подумает о своём.

Отдельно, пожалуй, нужно выделить актёрскую работу. Для Марины Неёловой эта роль стала первой за восемь лет. Её невероятно грустные глаза заслуживают отдельного приза. Алиса Фрейндлих, прежде знакомая зрителю по ролям интеллигентных женщин, играет нахальную бабку. Зритель может впервые увидеть её в таком амплуа. Евгений Миронов, как всегда, великолепен. К этому трио присоединяются также Сергей Пускепалис, Александр Баширов, Наталья Суркова, Татьяна Рассказова.

Странно, но из российского кино почему-то как вода утекают простые истины — семья, традиции, мораль. А может, и не только из кино. Такой популярный в советском кинематографе «фильм о чувствах» нынче незаслуженно непопулярен. «Карп отмороженный» и сам становится надеждой: а может, всё ещё будет?

  • Опубликовано в №10 от 20.01.2018
Областная газета Свердловской области