На нём прекратилась великая, талантливая ветвь: Николай Гумилёв Анна Ахматова и он, их Лёвушка-Гумилёвушка. Лев Николаевич не был одинок. Любил. Был женат. Но детей не было. Кто-то склонен и в этом видеть некую предопределённость его судьбы: весь талант, отпущенный свыше на эту семью, был израсходован... Впрочем, какая же связь между Львом Гумилёвым и Уралом?
Популярная телепередача «Школа злословия», известная нелицеприятными суждениями, пригласив в эфир литературного критика Сергея Белякова, изменила себе и с пиететом представила уральца, а также только что вышедшую в издательстве «Астрель» его книгу «Гумилёв сын Гумилёва». Злословить было неуместно. Сергей Беляков написал фундаментальный труд о Льве Гумилёве за полтора года, но до этого 20 лет изучал его жизнь.
Биография известного учёного, поэта, переводчика сродни детективному сюжету. 13 лет отсидел в сталинских лагерях, но именно там сделал часть своей диссертации. До 30 лет не имел нормальной собственной постели, но сохранял не только бодрость, но и чувство юмора. Сын известных родителей Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, он оказался в странных взаимоотношениях с ними. С отцом невероятная близость и похожесть (в письмах, поэзии, романтическом отношении к жизни), хотя их пути шли параллельно ничтожно мало всего девять лет. На мать же, Анну Андреевну, Лев бывал порой в таком гневе, что боялся напрямую посылать ей письма. Пересылал общей знакомой, а уж та, ежели считала возможным...
Эти и другие подробности вошли в книгу. Правда, в той или иной степени они входили в биографию учёного-этнографа, вышедшую когда-то в серии «ЖЗЛ». Но там не было главного, чем обессмертил Лев Гумилёв своё имя, его теории исторического процесса.
Лев Николаевич редчайший специалист по всемирной истории, говорит Сергей Беляков. Обычно историки исследуют узкие направления. Я, например, долго занимался Усташским движением как формой хорватского этнического национализма. Предельно узко, не правда ли? Но за обобщениями историки, как правило, обращаются к философам, а там другая беда те истории не знают. Биография Гумилёва в «ЖЗЛ» была поверхностна и полна штампов. А в гумилёвской теории этногенеза автор вообще не разобрался. В противовес полной ахинее, которую несли большинство людей, говоривших и писавших о Гумилёве, я и решил рассказать о настоящем Гумилёве, о том, что такое на самом деле пассионарность и теория этногенеза. Но до этого много лет читал (и очень внимательно) книги Гумилёва, копал настолько глубоко, насколько было возможно...
В библиографии книги около 500(!) источников. Многие ранее не публиковавшиеся С.Беляков отыскал в музее Анны Ахматовой, музее-квартире Гумилёва («Видели бы вы, как хранятся гумилёвские письма в коробках из-под оргтехники!»). Были и опубликованные, но малодоступные. Ради одной-единственной книги, цитаты он мог «рвануть» в питерские фонды...
Книга Сергея Белякова это Гумилёв от рождения до его научного наследия. Актуального наследия отметило для себя издательство «Астрель», заинтересовавшись рукописью С.Белякова, едва только автор, литературный критик журнала «Урал», показал в Москве первые главы. Гумилёв писал в основном о Древнем мире и Средних веках, но созданная им теория лучше других объясняет сегодняшний день и позволяет прогнозировать будущее Европы, Китая, мусульманского мира. Превращается ли Россия в этническую химеру? Почему национализм победит глобализацию? Неизбежны ли этнические войны? Всё актуально.
Меж тем, рассказывая о сложнейших теориях и гипотезах Гумилёва, автор (напомню не только историк, но и литературовед) знакомит читателя с Гумилёвым и как тончайшим стилистом. «Я обращался к дискуссиям о лучших стилистах ХХ века, рассказывает Сергей Беляков. Называют Бабеля, Набокова, Олешу... Я бы причислил к ним и Гумилёва. Он писал свои труды для научных журналов, но так, как никто: внятно, с интригой, увлекательно».
Гумилёв историк. Гумилёв поэт. А ещё переводчик, археолог (изучая глубины Каспийского моря, он погружался с аквалангом, хотя был уже в возрасте!)... Профессиональная судьба невероятная. Личная жизнь полная загадок. Почти 800 страниц книги кажутся вначале неподъёмными для обычного читателя. Ничуть! Знающий толк в секретах композиции книги, С.Беляков выстраивает свой фундаментальный труд как завораживающий роман. Основательно, научно, но опираясь на странности и тайны судьбы Гумилёва. Беря читателя в полон с первых страниц. «Лёва так похож на Колю, что люди пугаются. Моих черт в нём почти нет», говорила о сыне-подростке Ахматова. Однако в старости Гумилёв напоминал Анну Андреевну «не только внешностью, но и голосом, у него был почти такой же тембр, что и у матери. На всех фотографиях сходство с Ахматовой очевидно, вот только... оно совсем не радовало Льва Николаевича». Это первая загадка, предложенная читателям автором книги. С порога. Под дых. После неё от книги уже не оторваться...
Это любопытно
У книги было несколько названий. Дабы выбрать объективно лучший вариант, редактор издательства Елена Шубина обратилась в книжные магазины Москвы с вопросом к читателям и продавцам-консультантам, какое заглавие наиболее привлекательно. Все безоговорочно были за «Гумилёв сын Гумилёва». Причём издательство остановилось именно на такой, авторской интонации заголовка, без запятой, без паузы чтобы даже визуально были подчёркнуты редкостная похожесть и душевная близость двух Гумилёвых.