В Екатеринбургском музее изобразительных искусств обнаружили работу известного мастера XVI века

Гравюра, неожиданно ставшая украшением привезённой из Эрмитажа выставки, была одной из последних работ художника.

Гравюра, неожиданно ставшая украшением привезённой из Эрмитажа выставки, была одной из последних работ художника.

В столице Урала перед публикой предстала гравюра Джованни Баттисты Пиранези «Внутренний вид храма Канопуса на вилле Адриана».

Выставка работ Пиранези «Дворцы, руины и темницы», организованная Эрмитажем, приехала в Екатеринбург ещё в ноябре, но только в январе сотрудники музея ИЗО смогли включить в неё ещё один офорт.

Ещё в начале прошлого года, узнав о том, что в город привезут большую коллекцию работ итальянского художника, молодые сотрудники музея решили выяснить, а есть ли что-либо подобное в их фондах. Поиски оказались не напрасными: был найден один лист. Правда, авторство его приписывалось не самому мастеру, а его сыну. На установление истины ушёл почти год.

—Все ошибочно полагали, что гравюра принадлежит руке Франческо Пиранези, — отмечает сотрудник музея Мария Гордусенко. — Подпись, которая присутствует на работе, была в своё время истолкована неверно. Совместно с моей коллегой Ольгой Кабановой мы провели исследование гравюры, после чего состоялся экспертный совет, на котором уже точно было утверждено, что автор гравюры сам Джованни Баттиста. Да и сотрудники Эрмитажа, которые занимаются творчеством Пиранези, подтвердили, что мы на верном пути.

Оказалось, что новый экспонат музея — один из листов известной серии «Виды Рима». В шестнадцатом веке работы мастера издавали большими тиражами и все желающие могли приобрести открытки в память о посещении Вечного города, который тогда был очень популярен. Всего же на выставке представлено 59 гравюр из коллекции Эрмитажа, собранных из четырёх разных серий. Зритель получает возможность проследить эволюцию творчества Пиранези. Так, например, подземелья, созданные им в юности, кажутся неопасными и почти романтичными, что разительно отличается от придуманных им уже в зрелые годы темниц, полных мрака, ужаса и адовых страданий.

Что же касается находки, органично вписавшейся в общую экспозицию, то в ней художник проявляет себя как настоящий знаток и собиратель древностей. Пиранези сохранил на бумаге не только процесс поисковой работы археологов, но и сами архитектурные останки храма: потолок, фонтан и мостик. В этом своём увлечении он, безусловно, схож с сегодняшними молодыми исследователями.

—Подобная работа — неотъемлемая часть деятельности научного сотрудника музея, это долгий, кропотливый труд, — объясняет куратор выставки Ольга Кабанова — Иногда ты перерываешь кучу материала, уже успеваешь отчаяться, но неожиданно появляется новая информация, которая помогает размотать этот сложный клубок и делает очевидным то, что лежало на поверхности.

Действительно, может показаться, что в последнее время открытий в сфере живописи стало больше. Только за прошедший год в Свердловской области были «найдены» работы Рубенса в Ирбите и Рафаэля в Нижнем Тагиле. С чем может быть связана подобная волна удачи? В самом музее ИЗО отмечают, что в последнее время исследовательская работа активизировалась, запасники ожили и стали востребованы. Причина — в новых молодых искусствоведах, пришедших на работу буквально несколько лет назад.

По словам заместителя директора по хранению Фаины Винокуровой, в фондах любого крупного собрания всегда хранятся экспонаты, авторы которых неизвестны. На выяснение одного имени могут уйти годы. В ходе исследовательской работы необходимо определить подлинность вещи, её происхождение, школу, мастерскую или непосредственно автора.

—Облегчают работу молодых научных сотрудников материалы нашей технологической экспертизы: данные о качестве грунта, холста, составе краски (у каждого мастера он же был свой), — уверяет Фаина Германовна. — Иногда открытие — это просто счастливая случайность, как было с тем же Пиранези, на которого просто посмотрели свежим взглядом, предложили новый вариант прочтения. У нас в фондах есть много интересных экспонатов, но с ними нужно работать.

В последнее время музей активно стал организовывать выставки предметов, хранящихся в запасниках. Каждый раз это большая радость и для самих сотрудников, и для истинных ценителей. Например, в прошлом году в рамках большой выставки «...И блеск стекла, и серебра сиянье...» впервые были показаны семь предметов античной посуды тончайшей работы.

—Музейный фонд — это живой организм, — убеждена замдиректора, — требующий человеческих и финансовых ресурсов. Та же экспертиза стоит дорого, а возможность её оплатить у музея есть далеко не всегда. Но мы стараемся планировать свой бюджет. И, безусловно, мы нуждаемся в специалистах, хотя с нами уже много лет сотрудничают отличные реставраторы. Иногда момент открытия авторства может случиться во время профилактической работы. Например, работа была покрыта потемневшим лаком, и подписи за ним не видно, хоть под лупой смотри. Снимут этот первый слой, а там и открывается подпись. Бывали даже случаи, когда работы теряли своего изначально названного автора.

Областная газета Свердловской области