Вчера в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка фарфора наследия старейших мануфактур Европы. Большинство экспонатов, коллекцию которых музей собирает с 1936 года (буквально с момента своего основания), выставлены впервые.
Мейсен, Аугартен, Севр, Веджвуд эти и другие фарфоровые бренды, представленные в экспозиции, появились в Европе лишь в XVIII веке. На тот момент фарфору, самой благородной разновидности керамики, было уже около тысячи лет. «Обитал» он только в Китае, где технологию производства хранили в секрете. Над его разгадкой Европа билась почти два столетия с тех пор, как начала активно торговать с Востоком (это XVI век, открытие морских торговых путей).
Изобретателем европейского фарфора был саксонец Иоганн Бёттгер, рассказывает научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Яна Коновалова, сокуратор выставки. По заданию курфюрста Саксонии Августа Сильного он экспериментировал с материалами. Ориентиром был только внешний вид китайского фарфора! Наконец, в 1709 году, Бёттгер открыл секрет каолина основы белого европейского фарфора. Так началась эпоха «хрупкого золота».
Пресс-служба Екатеринбургского музея ИЗО.
За полвека искусство фарфора в Европе взлетело на невиданную высоту при том, что начиналось оно, по сути, с нуля! Китай, «корень зла» и родина важнейших мировых изобретений (например, пороха и бумаги), остался в стороне. Фарфор Европы её авторское произведение.
Мануфактуры разных стран постепенно вырабатывали свой стиль. Но поначалу в ходу были восточные мотивы (например, хризантема, которую со временем вытеснила роза). Так, своё лицо обрели немецкий мейсенский фарфор безупречно белый, тонкий и филигранно расписанный, английский фарфор Джозайи Веджвуда с лепными фарфоровыми рельефами («яшмовыми массами»), французский Севр с акцентом больше на роспись, нежели на белизну...
В глазах простого смертного фарфор, каким бы он ни был по происхождению, символ красоты монаршей эпохи и высокого вкуса наших предков. Смотришь на эти «непрактичные» сервизы, вазы, статуэтки и чувствуешь: до такого искусства уже не дорасти. Сегодня век пластика и «черного золота», а «хрупкому золоту» место в музее...
На самом деле европейские мануфактуры никуда не исчезли, они продолжают создавать шедевры, но работают и на рынок, замечает Яна Коновалова. Производство есть, например, Мейсен, Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге живут и здравствуют. Несмотря на ручной труд, современный фарфор доступен по цене. И традиции старинного декора в нём не утрачены.