Первая в России масштабная выставка, посвящённая культуре индейцев, – в Екатеринбурге

Екатеринбургский музей ИЗО представляет уникальный проект — выставку графики североамериканских индейских художников «Сны осьминога» .

200 работ. 40 современных художников. 30 племён, к которым принадлежат мастера. По словам директора екатеринбургского музея Никиты Корытина, до сих пор ничего подобного по масштабу и глубине затрагиваемых вопросов ни в Европе, ни в России никогда не случалось. Тем более приятно, что инициатива исходила от уральцев. Проект организован в рамках Американских сезонов в России, при поддержке Генконсульства США в Екатеринбурге.

«Сны осьминога» рождают противоречивые чувства. На первый, мимолётный взгляд — пёстрое, радостное пространство. Яркие краски, бесхитростные сюжеты. Всматриваешься — на передний план (и уже навсегда) выступает жгучая боль. Без комментариев, только названия: «Найди Людей Убей Людей Смой в реке», «Ты приглашён на праздник войны», «Разъединение»... Режущий глаз диссонанс даёт возможность будто во-очию увидеть застывший столетия назад ужас в глазах индейцев: они увидели зверства белого человека.

С каждой работой всё более очевидно: уважение к вековым традициям — отчаянная попытка найти своё место в мире, где твои корни выдраны. Это мы позволяем себе пренебрежительно относиться к фольклору. Индейцы такой «роскошью» не обладают. Их, коренных американцев, в США — чуть больше одного процента от общего числа жителей.

Собственно самоидентификации посвящена выставка. Художники-индейцы наряду с болезненными вопросами, на которые нет ответов, говорят о ритуалах, тотемах, обрядах. В центре литографии художницы Жене «Скорей-Смотри» Смит — кролик. Этот образ героя-плута встречался в индейских петроглифах и преданиях, когда Америка не имела представления о термине «колонизация». Не случайно в работе «Отмечая 40000 лет» художница заостряет: «...никто не принимает во внимание тот факт, что на землях современной Америки существовала и продолжает развиваться древнейшая цивилизация на протяжении нескольких тысяч лет».

Рядом с прошлым — обычная жизнь, в которой соседствуют архаичные верования и современные политики, древний орнамент и актуальный плакат, напряжённое настоящее и идеализированное прошлое. При этом художники отнюдь не живут в прошлом. Они максимально включены в своё время. Сфера интересов — от политики до взаимодействия с космосом. Средство воплощения — едва ли не все существующие сегодня графические техники: литография, шелкография, монотипия... Внимание к бумаге как к основе не случайно. Некоторые работы (например, «Спасибо тебе, бабушка» Паппана Криса) авторы стилизуют под рисунки леджер — рисунки в учётных книгах: линованные страницы, бухгалтерские записи, поля. Именно так в XIX веке индейцы сохраняли свою культуру, утратив возможность рисовать на шкурах бизонов. Угол зрения — место индейцев здесь и сейчас. «Обама» глазами Тетерса Чара — политик со множеством лиц: чёрным, белым, жёлтым, красным... «Живи долго и процветай, Спок-полукровка» — футуристический сюжет, где индейское традиционное жильё благополучно соседствует с космическими кораблями.

«Сны осьминога» — очередная глава летописи индейского народа. Век ХХI. Прочитано в самом сердце России.

Областная газета Свердловской области