Как справиться с низкими кассовыми сборами?

В России с 1994 года вышло в прокат около тысячи отечественных фильмов. При этом окупились из них только 57!

Это значит, что мы, жители России, не имеем желания тратить время и деньги на то, чтобы смотреть эти фильмы в кинотеатрах. Из 68 российских картин в прошлом году только 15 окупились или принесли прибыль в прокате. При этом количество денег, затраченных на производство картины, не так уж и влияет на кассовые сборы. Так, среди окупившихся фильмов 2012 го-да малобюджетный «На Байкал», заработавший в прокате $310 тысяч при бюджете в $100 тысяч, «Самоубийцы», принесшие продюсерам $1.96 млн при бюджете в $0.8 млн, и мистическая драма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», собравшая в российском прокате почти $0.5 млн при бюджете вдвое меньше.

Можно выделить две разновидности среди окупающихся российских фильмов. Первая — это достаточно низкопробные комедии, такие как: «Соловей — Разбойник», трилогия «Самый лучший фильм», недавно вышедшие «Что творят мужчины» и «О чем молчат девушки». Такие ленты неизменно будут пользоваться успехом широких народных масс. И вторая — фильмы, показывающие живую российскую действительность, обычную жизнь российских людей, как правило, малобюджетные и не сопровождающиеся широкой рекламной кампанией. Видимо, в битве за внимание зрителя отечественные продюсеры склонны делать выбор в пользу количества в ущерб качеству.

А теперь посмотрим на топ провалов российского кино за последние годы. И ситуация здесь неутешительна. Ибо все самые провальные картины широко разрекламированы и в них «вбухано» огромное количество средств. Часто российские мастера экрана используют для поднятия кассовых сборов римейки прежде успешных картин. «Ирония судьбы-2», «Кавказская пленница-2», «Джентльмены, удачи!» — всё одного поля ягоды. Складывается впечатление, что топ-менеджеры российского кино имеют склонность создавать фильмы только по какой-то ранее обкатанной схеме. Которая в последнее десятилетие пополнилась стремлением соответствовать западным образцам. А креативные идеи российских режиссёров нового поколения не всегда оказываются услышаны.

С проблемой низких кассовых сборов российского кинематографа попытался справиться депутат от партии ЛДПР Дмитрий Литвинцев, член комитета Госдумы по культуре. Он выдвинул проект закона «О кинематографии», согласно которому отечественные фильмы будут пользоваться рядом льгот. Съёмки западных фильмов в России депутат предложил запретить. Кроме того, доля зарубежных фильмов в российском прокате, согласно законопроекту, не должна превышать 20 процентов.

Несмотря на явный протекционизм по отношению к российскому кинематографу, энтузиазма законопроект у парламентариев не вызвал. 15 марта Госдума вернула его разработчику.

Все дело в том, что, по мнению профессионалов кино, никакая государственная поддержка не сможет сделать российский кинематограф кассовым. По мнению президента международной компании AR Films Александра Роднянского, в России усилия многих продюсеров направлены на то, чтобы выбить деньги у государства и выполнить своего рода заказ. «Продюсер становится «только посредником между режиссёром и государственными деньгами» — говорит Александр Род-нянский. В то время как в современном кинобизнесе главную ценность представляет собой творческая идея, которая как раз и проходит мимо внимания современных продюсеров.

«Кино в России не является бизнесом, — вторит Александру Родзянскому кинопродюсер Андрей Сигле. — Поэтому-то и есть потребность в постоянных субсидиях — государственных или Фонда кино, что создаёт постоянные драки за них». И, видимо, пока внимание российских продюсеров и мэтров кинобизнеса не будет приковано к творческой составляющей российского кино, ему не стать кассовым.

Областная газета Свердловской области