Сказка екатеринбургской писательницы признана рукописью года

Елена Соловьёва: "Чертополоху приписывают способность магического воздействия на злых духов. Но ведь для детей книга – не только познание, но и возможность привести свой мир в порядок. А потому для самых любопытных в конце – советы..." Фото М. Козлачковой

Елена Соловьёва: "Чертополоху приписывают способность магического воздействия на злых духов. Но ведь для детей книга – не только познание, но и возможность привести свой мир в порядок. А потому для самых любопытных в конце – советы..." Фото М. Козлачковой

«Цветник бабушки Корицы» только-только поступил в книжные магазины Екатеринбурга. Презентация ещё впереди. Меж тем книга Елены Соловьёвой уже получила Гран-при премии «Рукопись года», стала лауреатом конкурса «Новая детская книга». В последнем случае Елена, вообще, оказалась единственным финалистом. При этом сама формулировка номинации с большой претензией — «Россия, ХХI век».

А как случайно (сказочно непредсказуемо!) всё начиналось. Один из рассказов Елены был напечатан когда-то в альманахе «Brand» Гринвичского университета. На рассказ обратила внимание владелица торговой марки «Хайнц» (кетчупы, соусы и т.д), которая спонсирует... международную литературную премию. Денежного эквивалента у премии нет, зато лауреаты (обычно четыре-пять человек) получают возможность поработать месяц в этаком шотландском Переделкино — «доме творчества», в роли которого — самый настоящий замок.

—Интернета нет. За почтой раз в два дня ходили в соседнее село, — рассказывает Елена. — На весь замок — один телефон: не набегаешься к нему. А вокруг — абсолютная пастораль: горы, лошади, козы... Все условия к тому, чтобы, позабыв о суетности века, погрузиться в творчество. Но даже и с этим были свои препоны. Для работы я брала ноутбук. Но когда уезжала, Игорь Сахновский, уже получавший такую премию-грант, поведал: в старинном замке нет современных штепселей и розеток. Для подключения он презентовал мне на месяц переходник от своего ноутбука...

По вечерам они четверо (американец, две англичанки и Елена Соловьёва из России) собирались у камина. Не скрывают: случался и бокал шерри. От дневных трудов отдыхали за разговорами, в которых, между прочим, Елена узнала немало удивительного о собратьях-писателях. Точнее — их представлениях о России. Екатеринбург они знают по Ельцину, факту убийства царя и Уралмашу. Познания в российской литературе, похоже, кончались у них Серебряным веком. Грустно, конечно. В ХХI-то столетии! Но плюс (и условие) этой некоммерческой премии от владелицы «Хайнц» как раз во взаимном познании литератур и литераторов мира. Впрочем, главным делом был всё же праведный дневной труд в одиночестве...

Задолго до своего сегодняшнего признания Елена Соловьёва общалась по переписке с известной Татьяной Толстой. Та почти что предупреждала: «Вы хороший автор. Но найти издателя очень сложно». Так и было. Два года книга Е.Соловьёвой ходила-мыкалась по издательствам. Они сразу отмечали текст («Да, будем печатать»), но то сливались-разъединялись, то придумывали под необычный роман-сказку книжную серию, то обложка не нравилась. В одно из таких «гуляний» по электронной почте рукопись по ошибке попала неизвестному читателю. Просто — читателю, от которого не требовалось оценивать книгу, решать её судьбу. Но Елена неожиданно получила: «Сказка изменила мою жизнь. Это спасло меня от депрессии...».

В России взрослые дяди и тёти всерьёз озабочены сегодня качеством детской литературы. Барто, Кассиль, Маршак, Чуковский — это здорово, но немыслимо рассчитывать только на них, если дети уже не знают ТЕХ реалий. Нужны современные темы. Жизнь, которая вокруг. «Цветник бабушки Корицы» по построению — абсолютно сказочная традиция. Есть злая волшебница, пытающаяся захватить город. Есть фантазийные, воспринявшие человеческие способности герр Чертополох и пекинес Георгий, которые сообща со многими другими вступают в борьбу со злом. Но борьба обретает сегодняшние, понятные и узнаваемые формы. Не город завоевать, а сознание его жителей подчинить. И тут первый помощник — реклама. Цитата из книги: «Котлы, зелья, траволечение, лапки жабы, пёрышки ворона. Вчерашний день. Сейчас появилось столько новых возможностей подчинить идиотов своей воле и заставить их делать то, что тебе нужно. Причём, заметьте, совсем не обязательно превращать тыкву в карету. Надо просто доходчиво объяснить, что тыква — это карета. Теперь хорошему колдуну нужен вовсе не магический жезл, а доступ к рекламным ресурсам. Дудочка Крысолова на новый лад...».

Правда же, мудро, точно? И — интригует. При этом, как ни изощрённы в сюжете технологии зла, как ни выразительны «страшилки», юный читатель остаётся всё же с ощущением, что живёт в мире, где добро побеждает. Да что юный читатель! Проверено на себе — книга вселяет надежду: «Зло склонно к самоуничтожению» (тоже — цитата).

Время действия в «Цветнике...» — ноябрь. Грязно, серо, муторно. Априори хочется расцветить жизнь, хочется сказки. «Когда неожиданно, перед Новым годом, — вспоминает Елена, — пришло приглашение пожить и поработать в замке близ Эдинбурга, а на марке, наклеенной на конверт, был изображён чертополох — национальный цветок Шотландии, я поняла — это знак свыше. Эту сказку я должна написать». Написала. И всё в конечном счёте с книгой Елены Соловьёвой сложилось удачно. Сказочно. Но у знающего всю эту историю остаётся горькое послевкусие: что же в России-то пока ни один предприниматель не догадался предложить писателю-соотечественнику пожить вот так месяц на «творческой даче»? Чтобы прибавилось достойных книг в России ХХI века.

Чертополох — ещё и эмблема рыцарского ордена Шотландии. Поэтому в иллюстрациях появился и рыцарь, и сам замок близ Эдинбурга. Художник — Марина Ражева.

Областная газета Свердловской области