В драмтеатре разразилась «Буря»

Анна Халилулина и Игорь Ясулович, исполнившие роли Миранды и Просперо, добавили экспрессии в шекспировское действо: в ход шли пощёчины, оплеухи и даже укусы. Фото из архива фестиваля.

Анна Халилулина и Игорь Ясулович, исполнившие роли Миранды и Просперо, добавили экспрессии в шекспировское действо: в ход шли пощёчины, оплеухи и даже укусы. Фото из архива фестиваля.

Гром, музыка, всплески воды и магия — так в этом году стартовало одно из главных театральных событий года.

История международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова берёт начало в трудное для России время — в начале девяностых годов прошлого века.

—Открылись мы на рубеже перестройки, — рассказывает генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин. — В девяносто втором году весь театр происходил на улицах, а к классическому интереса особого ни у кого не было. Зато появилась возможность открыть в стране окно мирового театра. Первый фестиваль мы проводили за свои деньги, и, несмотря на все трудности, лучшие театральные деятели мира тогда съехались в Москву.

За прошедшие годы чеховский фестиваль превратился в одно из самых престижных и значимых театральных событий мира, и его география значительно расширилась. В этом году проходит уже в одиннадцатый раз, и впервые его региональная программа начинается в столице Урала. Помимо Екатеринбурга в фестивале задействовано ещё шесть городов: Санкт-Петербург, Самара, Воронеж, Новосибирск, Ханты-Мансийск и Рига.

Региональную программу в Екатеринбурге открыл спектакль «Буря» — совместный проект чеховского фестиваля, парижского театра «Ле Жемо» и лондонского «Чик бай Джаул». Это постановка британского режиссёра Деклана Доннеллана, известного своим нестандартным подходом к театральному искусству.

«Буря» — поздняя пьеса Шекспира, и одна из самых популярных. Историю о старом волшебнике Просперо и его прекрасной дочери Миранде ставили если не во всех, то наверняка в большинстве театров мира. Деклан Доннеллан и его труппа не отходили от изначального текста, но представили интерпретацию очень оригинальную. В этой постановке всё доведено до предела, до какой-то высшей точки эмоционального напряжения, всё очень живо: брызги воды, живая музыка и, конечно же, игра актёров. Миранда в исполнении прекрасной Анны Халилулиной предстаёт импульсивной, ведомой страстями дикаркой, Просперо, сыгранный Игорем Ясуловичем — властный и до поры до времени жестокий хозяин острова, а Александр Феклистов представил на суд публики невероятно одиозного Калибана.

Актёры спектакля «Буря» поделились своими впечатлениями от работы с маститым англичанином.

—Мы готовили постановку на острове в Тверской губернии, — рассказывает Александр Феклистов. — Стоял июль, страшная жара, мы репетировали этюды по всему острову — в лесу, на полянах, в доме, где жили таджики. Подготовка к спектаклю шла с утра до вечера, это было полное погружение в материал.

—Мне это напомнило работу кружков в пионерлагерях, — делится впечатлениями Александр Леньков, исполнивший роль Гонзало, советника короля Неаполитанского. — Режиссёр давал нам задания, и мы расходились по комнатам, репетировали. Мы чувствовали себя наравне с молодыми мальчишками и девчонками, я словно вновь стал первокурсником! Для Доннеллана нет разницы, молодой парень играет или седой старик — одинаковое отношение ко всем.

«Буря» — только первый уральский пункт фестиваля: впервые в региональной программе заявлен не один спектакль, а целых три. Продолжение грядёт этим летом: спектакль «Синдром Орфея» в постановке швейцарского театра «Види-Лозанн» пройдёт 7-8 июня на сцене драмтеатра, а следом за ним, 14-15 июня в театре оперы и балета будет отыгран «Deca Dance» («декаданс»), поставленный израильской «Батшева Данс Компани». Кроме того, 17-18 июня в драмтеатре можно будет увидеть спектакль «Шёпот стен» от французской театральной компании «Маленькие часы».

Областная газета Свердловской области