Театр "Провинциальные танцы" порадовал зрителей фестиваля «Браво!»

«Egо vacuum» – история о том, как усмирить своё разбушевавшееся эго. И стать чище, светлее, добрее. Фото с сайта dance-theatre.ru

«Egо vacuum» – история о том, как усмирить своё разбушевавшееся эго. И стать чище, светлее, добрее. Фото с сайта dance-theatre.ru

Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» порадовал зрителей «Браво!»-2013 двумя одноактными спектаклями — «Ego vacuum» (Эго вакуум) и «...and Red» (...энд ред). Правда, в конкурсной программе участвует только «Ego vacuum». Вторая постановка — подарок всем гостям фестиваля и членам жюри. По окончании действия зрители не спешили аплодировать — зал словно оцепенел от воздействия энергетики, которую несут в себе спектакли. А потом долго не смолкали аплодисменты. «Я даже забыла, что в зале. Я была не здесь», — делилась эмоциями одна из зрительниц.

На создание «Ego vacuum» молодого хореографа Олега Степанова вдохновили произведения Чака Паланика (автора книги «Бойцовский клуб», по которой снят одноимённый фильм). Суть постановки можно выразить цитатой из его романа «Призраки»: «Ты пришёл. Ты был пуст. Ты наполнился... Ненужным. Ты выразил эго и перестал видеть». «...and Red» — спектакль в шести сценах, созданный специально для шести танцовщиков. Поставили его эстонские хореографы Тиина Оллеск и Рене Ныммик. Обе постановки были созданы в рамках проекта [Танцкрипция].

Художественный руководитель «Провинциальных танцев» рассказала про спектакль, участвующий в фестивале «Браво!», поставленный в рамках проекта, поддерживающего молодых хореографов. Фото с сайта dance-theatre.ru

О сути проекта, о спектаклях, а также о философии танца и о работе с танцовщиками мы поговорили с художественным руководителем «Провинциальных танцев» Татьяной БАГАНОВОЙ.

— Татьяна, что же такое [Танцкрипция]?

— Раньше «Провинциальные танцы» выступали только в роли театра — выпускали танцевальные проекты, показывали их на различных площадках в России и других странах... Но вот уже два года мы занимаемся ещё одной сферой деятельности — [Танцкрипцией] — это проект-лаборатория. Суть его в том, чтобы делиться знаниями с начинающими режиссёрами и хореографами. «Провинциальные танцы» закрывают 23-й сезон, и можно с уверенностью сказать, что у нас есть достаточный жизненный опыт. Мы помогаем молодым талантам, которые только начинают свой путь, реализовать себя в творческом плане, предоставляем им возможность выйти на большую сцену, помогаем сделать продукт с хорошим светом, костюмами, качественным сценическим оформлением. Все спектакли проекта получают сценическую жизнь, идут на разных площадках. «Ego vacuum», например, был уже несколько раз показан в Екатеринбурге. «...and Red» участвовал в фестивалях...

— Ваши постановки — это не просто танец, это жизнь на сцене, свидетелем которой становится зритель. У каждой постановки — своя философия, глубина...

— Да, причём глубина нелинейная — что-то понимаешь сразу, что-то — лишь спустя какое-то время. Эта временная протяжённость вообще очень важна для восприятия спектакля и зрителю, и танцовщику, и постановщику. Сколько раз постановка идёт, столько новых граней в ней открываешь.

Например, работая над «...аnd Red», к третьему показу спектакля я открыла лишь половину того, что в нём заложено.

Я не из тех людей, которые хотят сразу понять, что происходит. Я человек медленный, очень долго наблюдаю, погружаюсь в состояние и только потом открываю для себя какие-то истины.

— Ваши танцовщики не только танцуют, они проживают каждое движение... Как вы этого добиваетесь, как работаете с артистами?

— Мы очень много разговариваем. У нас в театре нет танцовщиков, которые просто формально выполняют какие-то физические упражнения. Очень помогают занятия йогой, где физический аспект переходит в духовный. Мы не говорим сейчас о каких-то высоких материях. Просто когда человек осознает, что он делает, и выполняет это с самоотдачей, то философия приходит на интуитивном уровне. Человек уже не прямолинеен в своём восприятии, он не только делает набор движений, он живёт, чувствует.

— Очень хочется ваших танцовщиков назвать актёрами...

— Хорошее желание! Это слово куда лучше, чем «артист балета». Ребята действительно не только танцуют, но и развивают себя в других жанрах. Ведь наши постановки строятся на синтезе разных жанров, и мы активно задействуем, например, голос. Также важно эмоциональное состояние. Кроме того, необходимо полное доверие — ведь прежде чем начать что-то делать, нужно полностью открыть себя, обнажить душу. Не должно быть недомолвок, запретных тем для разговора.

Вообще, я уверена, что все люди в моей жизни появляются в нужный момент, и все события происходят тогда, когда должны. Сейчас мы начинаем совместный проект с московской студией «SounDrama» (СаунДрама). В нём танцовщики должны будут ещё и владеть голосом на профессиональном уровне. Предстоит сложная работа с ритмом, а кому-то придётся даже перешагнуть через свои табу и комплексы. Та труппа, которая сложилась сейчас, ещё год назад к такой работе была не готова. Теперь ребята растворились друг в друге, сплотились, и проект нам под силу.

— Как рождался спектакль «Ego vacuum»?

— Я за спонтанный танец, рождающийся мгновенно, от эмоционального состояния здесь и сейчас. Естественно, в процессе репетиций продумывается каждая деталь, каждый элемент, и это уже точная работа. Но первый импульс — спонтанная эмоция. И представленный на фестивале «Браво!» спектакль создавался под впечатлением от музыки, книг. Кстати, именно поэтому для меня в хореографии нет каких-то конкретных табу — то, что сегодня мне кажется невозможным, завтра внезапно станет реальным.

Областная газета Свердловской области