Уральскую «Магдалину» признали подлинной

Установление подлинности картины принесло музею не только радость, но и новые заботы – такому ценному экспонату нужно обеспечить высокий уровень охраны. Фото Станислава Савина.

Установление подлинности картины принесло музею не только радость, но и новые заботы – такому ценному экспонату нужно обеспечить высокий уровень охраны. Фото Станислава Савина.

В Ирбитском госудаственном музее изобразительных искусств восстановлена историческая справедливость. Пролежавшая 40 лет в хранилище картина Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» была признана подлинником.

Мы знаем, что великий фламандский художник Питер Пауль Рубенс был одним из ярчайших представителей стиля барокко, писал полотна на религиозные и мифологические темы, отличаясь своим особым подходом к изображению женской красоты. Пышнотелые красавицы на полотнах Рубенса стали частью его авторского почерка, а выражение «рубенсовская красота» — устоявшимся фразеологизмом.

Как раз в такой манере живописец изобразил Марию Магдалину и сестру Марфу. Картина, из-за которой разгорелся спор, писалась в 1615-1620 годах. На ней изображено раскаяние блудницы в греховной жизни. Было создано немало копий рубенсовского шедевра.

То, как искали автора картины, вполне могло бы послужить основой для сюжета очередной книги Дэна Брауна. До ноября прошлого года подлинником считалась картина, хранящаяся в Художественно-историческом музее в Вене. Однако найденное в Ирбите полотно заставило экспертов усомниться в подлинности венской «Магдалины».

Происхождение «ирбитского Рубенса» на тот момент не было известно. На рубеже XIX и XX веков она находилась в коллекции профессора Петербургской медико-хирургической академии Александра Якобсона, а во время революции отдана в собственность государства. В 1931 году её передали в Эрмитаж, где заклеймили как копию. В 1975-м картина попала в Ирбитский музей изобразительных искусств по просьбе его директора Валерия Карпова. К тому моменту она была в непригодном состоянии — время наложило на неё слои пыли и царапин, изначальные цвета исказились. Но директор музея почувствовал, что это и есть подлинник.

Чтобы доказать свою гипотезу, Валерию Карпову понадобилось почти 40 лет. Восстанавливала картину тагильский реставратор Антонина Наседкина. Ключевым моментом стала очистка глаза Марии Магдалины — тогда директор музея точно понял, что это — подлинник. По его словам, характерная особенность письма Рубенса — глаза: живые, блестящие, наполненные слезами, розоватые. Такую манеру невозможно подделать.

Но и это не стало весомым доводом — картину пришлось подвергнуть пристальному анализу экспертов из Эрмитажа. Исследование они начали в ноябре прошлого года. Микрофрагменты грунта, пигменты красок и ниточки холста были отправлены в Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. Специалисты проводили химическое исследование «пирога» — фрагмента холста со всеми слоями картины. Ультрафиолетовое излучение и химическая экспертиза дали свои результаты, и вердикт экспертов был таков: картина была создана в начале XVII века в мастерской Рубенса. Её принадлежность к кисти самого мастера была доказана искусствоведами: картина принадлежит кисти Питера Пауля Рубенса и двух его учеников. Это и есть ранний авторский вариант полотна, а то, что хранится в венском музее — судя по всему, более поздняя копия.

Так картина, возраст которой без малого 400 лет, обрела наконец авторство и признание. Реставрационные работы пока не окончены, но картину уже можно экспонировать. Сейчас «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» находится в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств как часть выставки «Питер Пауль Рубенс и его время» — именно на её открытии экспертная комиссия огласила результат. Теперь, можно полагать, за обладание этой картиной будут бороться немало музеев и коллекционеров. Какая судьба ждёт этот шедевр? Каким будет финал ненаписанного романа Дэна Брауна?

— Совершенно точно, что она останется в нашем музее, — сказал заместитель директора Ирбитского музея Сергей Мурзин. — Мы будем продолжать процесс реставрации и проводить дальнейшие исследования этого полотна.

Областная газета Свердловской области