Старые фотокадры заполнили стены Центра современного искусства

Забытые в недрах памяти и старых фотоальбомах кадры обрели на выставке новую жизнь. Фото Натальи Резник.

Забытые в недрах памяти и старых фотоальбомах кадры обрели на выставке новую жизнь. Фото Натальи Резник.

В российской художественной среде велик интерес к советскому прошлому — и в Москве, и в Перми, и в других городах регулярно проходят выставки архивных материалов тех времён. Но открывшаяся вчера в екатеринбургском филиале ГЦСИ экспозиция «Жизнь других» заметно отличается от остальных.

«Как мы узнаем себя, если у нас отняли прошлое?» — задавал вопрос писатель Джон Стейнбек в романе «Гроздья гнева». Этот же вопрос может задать и наше поколение. Советское прошлое воспринимается молодыми людьми только через призму царившей тогда идеологии. Но главным для большинства людей того времени (да и любого другого) была не вера в коммунистические идеалы и индустриализация всей страны, а обычная жизнь с её маленькими радостями. Именно такому простому существованию человека в советское время и посвящена выставка «Жизнь других».

Материалом для экспозиции послужила подборка старых фотографий. Организаторы собирали снимки из частных коллекций, 18 семей предоставили им свои фотоархивы. Всего для выставки было отобрано около 130 фотографий, герои которых — люди: типичные рабочие и инженеры, спортсмены и комсомольцы. Но на этих фото они лишены социального статуса и привязки ко времени — они просто гуляют, разговаривают, веселятся, чувствуют, живут. Словом, делают то, что свойственно человеку любой эпохи.

—Мы хотели избавиться от идеологического гнёта и обратиться к человеку как таковому, — рассказывает куратор выставки Илья Шипиловских. — Но тем, кто присылал фотографии, мы предоставляли право самим выбрать, насколько всё это должно быть раскрашено красным.

Кроме фотографий на выставке представлено много любительской кинохроники. Часть её была предоставлена архивами Центра городской истории Центрально-Восточной Европы города Львова. Эти записи производят сильное впечатление — все мы привыкли к совершенно другим кадрам из прошлого, а тут — дети, взрослые, советские новостройки, смутные видения жизни, очень напоминающей нашу, но в то же время совершенно другой. «Жизнь других» как она есть.

Отдельной частью выставки стали работы современных художников — коллажи и обработки архивных кадров. Самая трогательная работа выставки — фотоистория Натальи Резник о поисках собственного отца. Она никогда не видела его, но мама повторяла, что он — вылитый Марчелло Мастроянни и Жан-Поль Бельмондо. Художница создала коллажи — вклеила фото актёров в свои старые семейные снимки, а фотографии своей матери — в кадры из фильмов.

Несмотря на то, что экспозиция носит название «Жизнь других», в представленных на ней кадрах каждый может узнать себя. Какая бы идеология не властвовала в обществе, всегда будут ценности, близкие каждому — коммунисту и либералу, атеисту и верующему, жителю столицы и человеку из глубинки. И подобный взгляд в прошлое может помочь не утратить их.

Областная газета Свердловской области