Малоизвестные картины Кустодиева выставили в Екатеринбурге

«Масленица» написана в традиционной манере. Открывшаяся выставка показала – Кустодиев может быть другим...

«Масленица» написана в традиционной манере. Открывшаяся выставка показала – Кустодиев может быть другим...

Выставка работ Бориса Кустодиева открылась в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Она уникальна тем, что посетители смогут увидеть не только яркие, «ярмарочные», красочные картины, к которым все привыкли, но и реалистические работы, а также гравюры и фотографии. Выставка посвящена 135-летию со дня рождения художника.

Работы предоставили Нижнетагильский и Тюменский музеи ИЗО, также были выставлены картины из фондов Екатеринбургского музея. Название экспозиции — «Грани творчества» — неслучайно: посетители смогут составить более полное представление о художнике, открыть его с новой стороны. А фото из личного архива Кустодиева ещё и рассказывают о его жизни, поездках, семье...

Часть представленных на выставке фотографий изображает Бориса Михайловича в заграничных поездках. Особенно любопытны кадры из Венеции — это был «город муз» для художника, где он очень любил бывать, много творил, всегда чувствовал себя легко и спокойно. Неслучайно рядом висит написанный там «Венецианский пейзаж». Существует даже легенда, будто бы однажды Кустодиев, никого не предупредив, собрал вещи и уехал в свой любимый город у воды...

Эксклюзив выставки — фотографии, сделанные самим Кустодиевым. На них изображены его дочь Инна, сын Кирилл, жена Юлия, а также сцены из их жизни.

О том, что живописец был ещё и талантливым графиком, мало кому известно. Между тем его работы, выполненные в технике линогравюры и ксилографии, притягивают внимание. Графика отличается широкой и уверенной штриховкой — это делает картины объёмнее и насыщеннее.

Живопись Кустодиева на выставке представлена контрастная: рядом с классическими для него бытовыми сюжетами — реалистические работы, выполненные в глубоких тёмных тонах. Например, два этюда к картине «В церкви» (которая так и не была написана) — «Послушница, зажигающая свечу» и «Старая монахиня». С последним связана интересная история. Кустодиев написал в одном из писем жене: «Видел интересную монахиню. Но отказывается позировать». Впоследствии снова пишет: «Согласилась. За фунт чаю и фунт кофию». Любопытно, что монахине было 106 лет!

Куда более привычны нашему глазу картины в традиционной манере художника — на ярком полотне «Купальщица» и белотелые красавицы, и плещущаяся вода, и светлые краски.

Но экспозиция позволяет раскрыть иные грани творчества и увидеть, что «другой» Кустодиев не менее интересен.

Мнение

Ираида Загородских, заведующая сектором русского искусства Екатеринбургского музея ИЗО и куратор выставки:

— Кустодиев был очень оптимистичным человеком, что отразилось на его творчестве. И это несмотря на то, что в 38 лет он потерял возможность двигаться! У Кустодиева было тяжелейшее заболевание позвоночника, и он сидел в инвалидном кресле. В конце жизни Борис Михайлович был вынужден даже отказаться от живописи, занимался только гравюрой. Но искренность, жизнелюбие он не потерял!

Областная газета Свердловской области