Графические медитации Нобелевского лауреата

  Елизавета Каминская
На выставке графических работ Нобелевского лауреата Константина Новосёлова.

На выставке работ Нобелевского лауреата Константина Новосёлова. Фото: Галина Соловьева

В Екатеринбурге продолжает работу V Уральская индустриальная биеннале современного искусства, на которой одним из самых любопытных проектов является выставка лауреата Нобелевской премии Константина Новосёлова. В номере от 14 сентября мы рассказывали о том, что известный учёный, уроженец Нижнего Тагила приезжал на Урал, а сегодня подробнее остановимся на художественной составляющей его визита.
Конечно, всегда удивляет, когда люди, казалось бы, совсем из других сфер, пробуют себя в искусстве. За примерами далеко ходить не надо – Леонардо да Винчи, Мария Сибилла Мериан (энтомолог, сделавшая главными героями своих картин насекомых), наш известный путешественник Фёдор Конюхов (не все знают, что он ещё и академик Российской академии художеств).
Что касается нобелевского лауреата Константина Новосёлова, то он обратился к творчеству, когда начал сотрудничать с китайскими коллегами. Изучив каллиграфию, Новосёлов решил освоить китайскую технику, в которой и выполнены работы, представленные на биеннале.
Вот как рассказывал сам учёный-художник о своём пути в искусство на встрече в Екатеринбурге: «Я художникам завидовал. Думал, что в науке мы пашем, работаем, месяцами ничего не получается, а они взяли картину нарисовали, и всё. Рисовать же мне хотелось всегда, я сам всегда делал иллюстрации к научным статьям. При этом мой темперамент не позволяет мне заняться живописью серьёзно просто потому, что мне хочется результата здесь и сейчас. Китайская техника своеобразна — она требует концентрации и законченности рисунка буквально на одном дыхании, соответственно, процесс занимает 15–20 минут. Вы либо достигли результата, либо нет. Для меня было огромным открытием, что в искусстве это работает ровно так же, как и в науке».
Художественный стиль Константина Новосёлова специалисты называют графической медитацией. На биеннале представлен тандем из трёх его работ, посвящённых человеческому интеллекту. «Время» метафорически повторяет классификацию (порой вовсе не очевидную), существующих идей и социальных контактов, а «Мебиус» и «Гадание по ладони» предсказывают альтернативное будущее, возможное при нешаблонных решениях в настоящем. Но это только часть инсталляции, с которой контрастирует видео, созданное Новосёловым совместно с медиахудожником Максимом Жестковым. Ролик демонстрирует обучение нейронной сети распознаванию жидкостей на основе реальных данных. Авторы таким образом попытались показать нам сходства и различия машинного и человеческого интеллекта.
Согласны, разобраться в концепции непросто. Но это и есть современное искусство, да ещё и подкреплённое научным подтекстом.
- Нам показалось важным пригласить Константина Новосёлова к участию в биеннале, потому что фигура учёного-физика, который занимается искусством, прекрасно иллюстрирует тезис о близком взаимодействии научных разработок и художественного производства, – рассказывает «Облгазете» Елизавета Южакова, редактор публикаций и архива пятой Уральской индустриальной биеннале.
Взаимодействие ,близкое во всех смыслах, – графен (за изобретение которого Новосёлов получил Нобелевскую премию) получают из графита. А он, в свою очередь, находится внутри чертёжных карандашей, которыми Константин рисует. Кстати, графит добывают в том числе и на Урале – на Тайгинском месторождении, куда Константин съездил в качестве гостя.
Но работать художник Новосёлов может и чернилами, сделанными из маленьких кусочков графена. Оказывается, у одного из стартапов (молодая перспективная компания) Университета Манчестера есть завод в Китае, который производит печатную электронику на основе графена. Там Константин берёт графеновую краску, немного её модифицирует, чтобы она лучше смачивала рисовую бумагу, на которой он и создаёт свои рисунки.

Картина для Си Цзиньпина 

Работы Константина Новосёлова находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Летом в Эрмитаже прошла выставка «Искусственный интеллект и диалог культур», где выставлялись его произведения.

Если говорить о стоимости, то, как сообщила «Облгазете» куратор Елизавета Южакова, рисунки, выставленные на Уральской биеннале, оцениваются в 4 тысячи евро за один графический лист.

Кроме того, одна из работ Константина теперь есть в коллекции китайского лидера Си Цзиньпина. Историю об этом нобелевский лауреат тоже рассказал в Екатеринбурге.

— Я надеюсь, что он её не выбросил, – смеётся Константин Новосёлов. – Я потратил 3 года своей жизни на то, чтобы разработать национальный институт графена в Манчестере. Соответственно, китайский лидер приехал нас посетить, поскольку он очень интересуется графеном. Мы плотно взаимодействовали с китайским консульством в Манчестере, и они сказали: «Кость, ну давай сделаем ему сюрприз, давай ты ему подаришь картину какую-нибудь, нарисуй». Я тогда очень активно учился рисовать, мне казалось, я замечательно рисую в китайском стиле гохуа, поэтому я сказал: «Ему нарисую бамбук» – в китайской живописи всего четыре элемента: бамбук, лотос, cherry blossom (сакура) и орхидея. Но бамбук мне нарисовать всё-таки не дали, и в итоге пришлось рисовать лотос. Лидер, конечно, был удивлён, но тут же из-за спины вытащил коробку с очень дорогими кисточками, как будто она там случайно завалялась, и все остались довольны.

  • Опубликовано в №172 от 21.09.2019
Областная газета Свердловской области