Американская «Чайка» – попытка понять русскую культуру на стыке эпох

  Полина Экман
Кадр из фильма «Чайка», реж. М.Майер

Восхищенная Нина и остальные наблюдают за эффектным исполнением Ирины Аркадиной романса «Очи чёрные». Фото: Кадр из фильма «Чайка», реж. М.Майер

В прокат вышла американская версия пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка». Режиссёр Майкл Майер попытался снять картину, где костюмы, атмосфера и, конечно же, игра актёров отсылают нас к вполне чеховским традициям.

Экранизации русской классики, особенно иностранные, побуждают на поход в кинотеатр: ведь занятно посмотреть, как американцы или европейцы осмысляют отечественные произведения, наполненные присущим нам (но, казалось бы, совершенно непонятным им) психологизмом.

В последние годы в британском кино интерес к нашим классикам разыгрался не на шутку: в 2012 году вышла «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли, в 2015-м мини-сериал «Война и мир», снятый по заказу BBC. Теперь к русской литературе обратился и американский театральный режиссёр «Метрополитен-оперы» Майкл Майер. Интересно, что «Чайка» будет первой в череде его «театральных» задумок на экране – в 2019 году запланированы ещё три его премьеры: «Травиата», «Смешная девочка» и «Марни».

Прочтение Чехова Майклом Майером получилось вполне традиционным, без современных интерпретаций, порой граничащих с искажением действительности. В фильме нет нарочитой театральности, как в вышеупомянутой «Анне Карениной». Изящные костюмы, внутренние убранства комнат, атмосфера эпохи модерна переносят зрителей в конец XIX века.

Очень органично смотрятся и действующие лица: удачнее всего раскрыт образ Ирины Аркадина – молодящаяся актриса, самолюбие которой мешает ей быть счастливой и настоящей. Её сыграла Аннетт Бенинг, известная по роли Кэролин в «Красоте по-американски». Режиссер глумится над героиней еще похлеще Чехова, и забавные кадры, ироничные взгляды горничных усиливают этот эффект.

Сирша Ронан – молодая перспективная актриса, трёхкратная номинантка на премию «Оскар» – сыграла в «Чайке» юную девушку Нину, такую чистую и наивную в начале, но совершенно запутавшуюся в конце. В одной из последних сцен мелькают кадры Нины, которые один за другим показывают ее истинное – вульгарное до безобразия лицо. Но особенно поражает Элизабет Мосс: ее Маша – трагичная и мрачная девушка не раз противопоставляется другим героиням. Майкл Майер добавил в её роль саркастические нотки, которые разбавляют унылый, страдающий образ.

Сложно выбрать какого-то персонажа, которому будешь сопереживать – как и в пьесе, в фильме нет положительного героя. Все обладают изъянами, подчас даже непростительными. Но от кадра к кадру, узнавая новые подробности, отношение меняешь. В сторону, скорее, худшую.

Конечно, режиссер не оставил всё совсем без изменений: добавил места, которые в театре показать невозможно, сократил диалоги героев. И здесь фильм немного потерял, ведь иногда в каком-то одном слове может раскрыться проблема, но этого не происходит, создается впечатление, что сюжетные линии рассмотрены поверхностно. Так, остаётся непонятным, как и зачем поддерживали связь Константин и Нина, а также каким образом Маша собирается вырвать любовь из своей души. Возможно, это произошло из-за хронометража: фильм длится всего 108 минут, что для пьесы в четырёх действиях, тем более чеховской, пожалуй, всё-таки крайне мало.

Интересная работа оператора – крупные планы подчеркивают параллельные сходства в сюжетных линиях, при этом только усиливая контраст между судьбами и характерами героев. В фильме в основном используется русская музыка, но при этом «Очи чёрные» исполняются на английском языке. Кому-то это может показаться перебором, хотя попытка понять русскую культуру получилась любопытной.

Посмотреть «Чайку» Майкла Майера однозначно стоит. Она будет интересна не только зрителям, которые захотят обновить пьесу в памяти, но и школьникам – для того, чтобы лучше понять русскую жизнь на стыке «нового» и «старого» искусства.

  • Опубликовано в №51 от 23.03.2019
Областная газета Свердловской области