Инъекция документального кино: подводим итоги XXX фестиваля «Россия»

Алексей Федорченко стал обладателем Гран-при XXX Открытого фестиваля документального кино "Россия". Фото: Александр Козик

Алексей Федорченко стал обладателем Гран-при XXX Открытого фестиваля документального кино "Россия". Фото: Александр Козик

Обладателем главного приза фестиваля «Россия» стал Алексей Федорченко с картиной «Кино эпохи перемен» (напомним, в «ОГ» вышло большое интервью с режиссёром «Эпоха перемен Алексея Федорченко». Лучшей полнометражной картиной стала работа Валерия Тимощенко «Комбриг», а лучшим телефильмом – «Fermata» Олеси Фокиной.

Выбор в пользу эклектики

Юбилейный фестиваль «Россия» запомнится нам, в первую очередь, крайней насыщенностью программ. Второй год подряд конкурс проводится не только среди документальных фильмов (было представлено 27 работ), но и среди телевизионных картин (18). Кроме того, афиша пестрила и разнообразием информационных программ – фестиваль «Россия» уже крепко обосновался в Свердловской библиотеке им. В.Г. Белинского, центре «Царском», «Коляда-театре», историческом парке «Россия – Моя история». Вместе с жителями и гостями Екатеринбурга каждый день в фестивале принимали участие зрители в Верхней Пышме, Новоуральске, Невьянске, Нижнем Тагиле и Полевском.

Уследить за всеми событиями «России» был очень сложно, но залы фестиваля были полны ежедневно – в лучших традициях нашего смотра.

Останавливаясь на содержании, заострим внимание на молодом кино. В последние годы дебютные работы занимают практически треть программы, а это значит, в документальное кино поступает новая кровь – новые идеи, новые приёмы и новые герои, пусть и не всегда положительные. Так, приз за лучший дебют достался студентке ВГИКа Джульетте Мартиросян, которая сняла картину о молодёжи, предпочитающей «стихию разложения» карьерному росту и развитию личности.

Однако есть к чему стремиться. Эксперты отмечают, что наряду с упорством в поиске собственного языка в кинематографе, молодёжь сегодня не сильна в разнообразии жанров, делая выбор в пользу эклектики. Кроме того, многие авторы останавливаются лишь на наблюдении, не делая шаг вперёд в попытке проанализировать увиденные ими жизненные ситуации. Тем более полезны такие фестивали, где начинающие режиссёры могут поучиться у мэтров документалистики, представленных с ними в одном конкурсе.

От спорта до войны

Как раз о мэтрах. Приз за лучший полнометражный фильм в этом году получил Валерий Тимощенко с картиной «Комбриг». Это кино об одном из лидеров вооружённых формирований Луганской народной республики, командире бригады «Призрак» Алексее Мозговом. В мае 2015-го на Мозгового было совершено покушение, в результате чего он погиб. Режиссёр фильма начал снимать его задолго до трагедии, пытаясь показать зрителю объективную картину того, что происходило на Донбассе. На самом деле, жизнь, опыт и смелость самого Валерия Тимощенко тоже достойны отдельного фильма – в 1989-м он был командиром спасотряда во время землетрясения в Армении, как оператор и режиссёр он работал во время военных конфликтов в Карабахе, Абхазии, Чечне, Южной Осетии и теперь на Донбассе. Получая приз, Валерий Тимощенко поблагодарил организаторов фестиваля просто за возможность показать эту картину в той непростой политической и информационной ситуации, которая до сих пор царит в обеих странах.

Валерий Тимощенко получает награду за фильм "Комбриг". Фото: Александр Козик

Несколько наград, включая приз Госархива кинофотодокументов, получила, Татьяна Скабард (обладательница двух Гран-при фестиваля за фильмы «Всё проходит» (2015) и «Последний парад «Беззаветного» (2017). В этом году она представила нетипичный для себя фильм «Сенин день» о буром медвежонке с удивительной и страшной судьбой. Татьяна уже несколько лет из-за болезни не приезжает на фестиваль, мы связались с ней по телефону.

– Последние две работы сами меня нашли – корабль «Беззаветный» и вот этот медвежонок, – рассказывает Татьяна Скабард. – Муж как-то принёс из магазина что-то, завёрнутое в газету, я хотела уже выбросить, но разровняла – и на последней страничке увидела фото с памятником медвежонку. Стала читать и пропала… Там такой материал! Советую зрителям посмотреть этот фильм, и может быть, хоть чем-то помочь приюту, о котором идёт речь в фильме.

Если кто-то не успел посмотреть фильм на фестивале, он выложен на сайте телеканала «Культура».

Сергей Головецкий получил приз за лучший короткометражный фильм. Фото: Александр Козик

Приз за лучший короткометражный фильм получил Сергей Головецкий с картиной «Полёт чемпиона». К слову, тема спорта в нынешней конкурсной программе, пожалуй, была представлена особенно широко – четыре картины в документальном кино и ещё одна в разделе телефильмов. Сергей Головецкий напомнил зрителям о легендарном спортсмене, рекордсмене по прыжкам в длину, Игоре Тер-Ованесяне. Участник пяти Олимпиад, профессор кафедры лёгкой атлетики на экране готовится отметить солидный юбилей – 80 лет. Безусловно, харизма Тер-Ованесяна с годами никуда не исчезла, он по-прежнему оптимистично смотрит на жизнь, полон энергии и заряжает ею зрителя. Однако в этом случае смеем усомниться в решении жюри – всё-таки в фильме нет изюминки, выделяющей именно эту картину из ряда многочисленных фильмов-биографий о знаменитых личностях. Да и хронометраж картины 49 минут – согласитесь, это уже скорее полный метр…

И если говорить о фильмах, посвящённых спорту, мы бы выделили работу Максима Арбугаева «Бой» (картина получила сертификат на пакет грантов на кинопроизводство от компании GRANT BURO) о паралимпийской сборной России по футболу слепых. Во-первых, в самое сердце попадает история этих уникальных ребят и их тренера. Если уж совсем примитивно – попробуйте сыграть в футбол с закрытыми глазами, а потом ещё представьте, что защищаете честь страны на международной арене. Во-вторых, фильм очень качественно снят и смотрится на одном дыхании как хороший игровой. В-третьих, смеем предположить, что от этого кино в какой-то степени зависела судьба тренера этих невидящих парней – тренера, который научил их, ещё маленьких мальчишек, всему, возил за границу, исполнял мечты… поскольку в одночасье, когда забрезжила возможность красивого результата, команде сверху назначили нового наставника.

Гуманитарное оружие 

Что касается свердловских картин, то, конечно, здорово, что на юбилейном фестивале победу одержала комедия-реквием «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко. Кстати, последний раз наши режиссёры побеждали на «России» как раз пять лет назад – это были Павел Фаттахутдинов и Светлана Боброва с картиной «Великие реки Сибири. Бирюса». Замечательная юбилейная традиция. На церемонии награждения Алексей Федорченко проникновенно сказал о своём отношении к документальному кино.

Награду Алексею Федорченко вручает председатель жюри документального конкурса Юрий Поляков. Фото: Александр Козик

– Меня часто спрашивают: какое кино вам больше нравится снимать – игровое или документальное? Такой вопрос для меня никогда не стоял. Я документалист. В 1990 году я пришёл в творческое объединение документальных фильмов «Надежда», наши фильмы побеждали на многих фестивалях. Именно тогда я получил очень хороший заряд и инъекцию документального кино, которая ведёт меня всю жизнь. Когда смотришь хороший документальный фильм, не просто получаешь удовольствие как от произведения искусства, а открываешь для себя новые миры новых людей.

Ещё Алексей сказал, что теперь и игровые фильмы по степени проработки материала он старается делать как документальные. А мы здесь добавим, что и документальные он делает как игровые, чтобы зритель, благодаря сценарию, драматургии, не смог оторваться от экрана с первого до последнего кадра.

Остальные наши документалисты остались без основных призов, но их фильмы, бесспорно, заслуживают вашего внимания. К примеру, картина «Санитар» Елены Дубковой. И эта работа тоже отчасти может претендовать на жанр «комедия-реквием». Но уже по сюжетному принципу. Режиссёр представил нам совсем нетипичного героя – санитара морга Артемия Ульянова, который на досуге ещё и пишет книги. И пусть вас не смущает не самая приятная профессия этого человека, его жизненная философия у многих точно вызовет уважение.

Любопытной получилась работа Владимира Головнёва «Летсплей» о киберспортсменах, и именно она вызывала особенный отклик у молодёжи. Интересно и то, что раньше на эту тему документалисты ещё не заходили. А вот Павел Фаттахутдинов представил элегическое кино о глубинке «Сны о России».

И как всегда, в конце киносмотра остро встаёт вопрос о том, чтобы всё это многообразие документального кино дошло до зрителя. Конечно, формат фестиваля даёт возможность прикоснуться к лучшему, что появляется в этом виде искусства, но всегда хочется, чтобы эти работы доходили и до широкого зрителя.

О полноценном или даже ограниченном прокате речи, увы, не идёт. Жюри и участники «России» обсудили возможность выхода на телеканалы, с чем сегодня, в силу разных причин, тоже большие проблемы. И лучше всего об этом, наверное, сказал председатель жюри документального конкурса этого года, известный писатель, киносценарист Юрий Поляков: «Хорошее документальное кино, которое настроено абсолютно государственно, абсолютно граждански, какое мы видели на фестивале, – это гуманитарное оружие, которое давно надо было использовать».

ПОБЕДИТЕЛИ XXX фестиваля "Россия"

Гран-при. "КИНО ЭПОХИ ПЕРЕМЕН" (реж. Алексей Федорченко, «Кинокомпания 29 февраля», Екатеринбург). 

Лучший полнометражный фильм. «КОМБРИГ» (реж. Валерий Тимощенко, Краснодарская киностудия им. Н. Минервина).

Лучший короткометражный фильм. «ПОЛЁТ ЧЕМПИОНА» (реж. Сергей Головецкий, Студия «КиноАртель», Москва).

Лучший дебют«НЕОБРАТИМАЯ ХИМИЯ» (реж. Джульетта Мартиросян, ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва). 

Приз за операторское мастерство Владимиру Самородову, оператору фильма «НЕ УХОДИ ОТСЮДА» (реж. Владимир Самородов, Марина Труш, Студия «МТ Кино», Москва).

Лучший телевизионный фильм. «FERMATA» (реж. Олеся Фокина, Студия «КОД-фильм+», Москва). 

Приз зрительских симпатий. Документальный конкурс:"КИНО ЭПОХИ ПЕРЕМЕН" (реж. Алексей Федорченко, «Кинокомпания 29 февраля», Екатеринбург). 

Телевизионный конкурс:«ИЛЬЯ КОРМИЛЬЦЕВ. В ПОИСКАХ ЦЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА» (реж. Анна Голикова,  студия “Андрея Шемякина”, Москва). 

Приз российского государственного архива кинофотодокументов "За фильм, достойный государственного хранения" "СЕНИН ДЕНЬ" (реж. Татьяна Скабард, студия «Берег», Москва). 

Приз имени Леонида Гуревича «За оригинальное драматургическое решение» «ЛЕТСПЛЕЙ» (реж. Владимир Головнёв, Кинокомпания «Игра», Екатеринбург). 

Полный список победителей. 

    Областная газета Свердловской области