Ночь музыки прошла с размахом, но город пережил её с трудом

Уральская ночь музыки (Ural Music Night)

Уральская ночь музыки уже стала очень значимым для Екатеринбурга событием. Фото: Владимир Мартьянов

В ночь с пятницы на субботу в Екатеринбурге прошла Уральская ночь музыки (Ural Music Night). По предварительным подсчётам, концерты посетили около 300 000 человек – это абсолютный рекорд за пять лет существования фестиваля. Но, кажется, на первый маленький юбилей Ночь музыки достигла критической точки.

Начиналось хорошо, продолжалось…

Уральская ночь музыки – это, уж простите за громкое слово, бренд. За пять лет музыкальный фестиваль достиг небывалых масштабов. На своё пятилетие программа запестрила самыми топовыми исполнителями – Little Big, ЛСП, Хаски, «Shortparis», Maruv, «ГРОТ». Невероятно богатая в этом году была и программа классической музыки – оркестр «Виртуозы Москвы», пианист-виртуоз Иван Бессонов, экспериментальный «Другой оркестр», камерный оркестр «B-A-C-H», солисты театра «Урал.Опера.Балет».

Уральская ночь музыки (Ural Music Night)
Пианист-виртуоз Иван Бессонов Фото: Владимир Мартьянов

Такой состав не мог не привлечь. Особенно бесплатно. И, впрочем, ничего предосудительного в этом нет – такой вариант фестиваля вполне жизнеспособен. Те, кто начал стягиваться к центру города ещё около семи вечера, уже понимал, что нынешняя Ночь музыки вызывает большой ажиотаж. Людские потоки стекались к Октябрьской площади, где было запланировано выступление одной из самых популярных на данный момент в России групп – Little Big.

Но организаторы словно не ожидали такого наплыва людей. Люди шли по дороге, а машины лавировали между прохожими. Огромная очередь выстроилась на своеобразный вход – периметр, окружённый железными заградительными сооружениями. Кого-то начали досматривать, кого-то – нет. Пускали и с алкоголем, который, несмотря на запрет (в СМИ сообщалось, что торговля спиртным будет ограничена 28 июня с 16 до 23 часов), активно продавали и разливали на каждом шагу. Люди шли с бутылками пива, вина и чего покрепче. Казалось, что никаких правил не существует.

Илья "Ильич" Прусикин Фото: Владимир Мартьянов

Тех, кто не попал в фан-сектор, – ждал «сюрприз». Оказалось, что сама сцена расположена в низине, ближе к воде, и стоящим наверху её просто не видно. При этом экраны, которые должны были транслировать невероятный драйв от Ильи Прусикина и его коллектива, не работали. Кто-то разочарованно потянулся на выход, кто-то, несмотря на (в прямом смысле) явные минусы, дождался и поплясал под главные хиты – «SKIBIDI» и «FARADENZA». Начало было положено, впереди была целая ночь и ещё практически 80 площадок. Только как между ними разорваться?

Ещё одним хедлайнером стала украинская певица MARUV
Ещё одним хедлайнером стала украинская певица MARUV Фото: Павел Ворожцов

Грабли прошлых лет

Желание организаторов собрать всего понемногу вроде бы похвально, ибо каждый может найти себе исполнителя по вкусу. Но в то же время остаётся чувство досады от того, что удалось послушать в два-три раза меньше исполнителей, чем хотелось бы, и чёткое понимание того, что из оставшихся нескольких сотен наверняка было несколько десятков таких, которые стоило бы узнать. Но не случилось. По идее, у такого фестиваля должна быть и просветительская функция – познакомить зрителей фестиваля с чем-то новым, но это практически неосуществимо – добежать бы мелкой рысью от одной площадки до другой, чтобы застать хорошо или хотя бы немного знакомых исполнителей (очевидное – невероятное, везде удавалось добраться с опозданием в 15–30 минут и как раз к фактическому началу нужного выступления).

Кстати, об упомянутых выше пробках на тротуарах. Нашествие перуанских болельщиков во время чемпионата мира по футболу – это детские шалости по сравнению с тем, сколько людей вышло на улицы во время Ural Music Night. А ведь среди них были и совершенно чуждые музыке граждане, которым надо через центр города попасть из точки «А» в точку «Б». Это ладно, народ у нас закалённый, да ещё и с чувством юмора («Почему остановились, авария что ли впереди?» – разрежает обстановку реплика опытного водителя, оказавшегося в этот раз пешеходом).

Фото: Владимир Мартьянов

Точек общепита на этот раз было больше, чем в прошлом году, но всё равно недостаточно на такое количество народа. По большому счёту, кого мы будем обманывать, подобные мероприятия для того и проводятся, чтобы люди, собравшиеся бесплатно послушать музыку, на самом деле оставили как можно больше денег во всевозможных торговых точках.

А теперь, уж извините, о туалетах. Это, как писал Твардовский в поэме «Василий Тёркин» «жить без пищи можно сутки, можно больше…», а вот если возникла необходимость воспользоваться туалетом, то тут уж, как гласит народная мудрость, «нельзя погодить». Организаторы фестиваля с туалетными вопросами отсылали в городскую администрацию. Пресс-служба мэрии в понедельник сообщила, что во время фестиваля в городе было установлено 20 биотуалетов. Это много или мало? Расчёт необходимого количества, например, даёт на своём сайте одна из компаний, занимающихся продажей и сдачей в аренду биотуалетов – 13–18 кабин для мероприятия продолжительностью от 5 до 12 часов на 1,5–2 тысячи человек (а в случае продажи спиртного норма увеличивается вдвое). При этом, по различным оценкам, на мероприятиях «Уральской ночи музыки» побывали от 250 до 300 тысяч человек. Так что считайте сами – много это или мало. И человеку, оказавшемуся в неловкой, но весьма затруднительной жизненной ситуации, вообще-то глубоко наплевать, кто за установку биотуалетов отвечает, кто на них решил сэкономить и тому подобное. Они просто должны быть.

Точка кипения

В какой-то момент обстановка на Ночи неприятно накалилась. Речь идёт о площадке «Башня Исеть», где пришлось отменить выступление главной звезды этой сцены – группы ЛСП. Организаторы тут же сообщили, что это было сделано, так как создалась угроза безопасности слушателей.

Опасность действительно была. Корреспондент «ОГ» побывал на площадке, на выступлении Хаски, которое продлилось десять минут. Людей запускали уже не на саму площадку, а на территорию за ней, где в центре находилась…коробка хоккейного корта. Полицейские, стоявшие на входе, не предупреждали, что идти туда нельзя. Но в итоге выяснялось, что впереди железный забор. И когда людская масса всё же повалила ограждения, концерт решили остановить.

Евгений Горенбург - директор Ural Music Night – сказал журналистам, что организаторы просили Дмитрия (настоящее имя исполнителя) утихомирить толпу, но он отказался. «Каждый хедлайнер для такой толпы – безусловный авторитет. Если он попросит – люди его послушают. Мы обращались к Хаски с просьбой утихомирить толпу, однако он отказался. Кстати, это много говорит о его отношении к поклонникам», – сказал Горенбург.

Плохое это было решение или нет, но исполнитель его принял. И почему-то казалось странным обвинить всех поклонников в срыве концерта. Своими глазами мы видели семейные пары, которые неловко лезли через корт, совершенно трезвые и разочарованные. Им никто не объяснял, ни где заходить, ни как выходить… И почему-то они стали виноватыми тоже, как и авторы этих строк, пришедшие выполнять своё задание.

На следующий день ЛСП написали своим поклонникам пост в социальной сети. «Наше же выступление не могло случиться даже в теории из-за банального отсутствия на площадке пальчиковых батареек, которых не хватило бы даже на половину нашего оборудования», – пишет группа.

На многочисленные вопросы журналистов, организаторы хоть и старались отвечать, но в какой-то момент заявили, что, мол, попробуйте сами организовать такое мероприятие, а мы на вас посмотрим. Но меломан – это не профессия. А врач или токарь, которые пришли послушать музыку, самые настоящие профессии. И никто из них не говорит организаторам взять в руки скальпель или встать за станок и выточить деталь. А могли бы. Чтобы потом сказать: «Сначала добейся, а потом критикуй».

На сцене - Максим Свобода
На сцене - Максим Свобода Фото: Павел Ворожцов

А делать дальше что?

Но надо понимать один важный момент – те площадки, на которых возникали конфликты, далеко не вся Ночь музыки, пусть она и больше всего бросается в глаза. Однако судить по ним обо всём фестивале было бы категорически неверно. Да, была давка на концерте Хаски, проблемы со звуком на разных концертах, отмены выступлений, серьёзные травмы людей. Но наряду с этим были и как всегда прекрасные выступления во дворе Уральской государственной консерватории студентов и преподавателей этого учебного заведения, у главпочтамта покорила зрителей играющая средневековую музыку на аутентичных инструментах чешская группа «Богемианс бардс» (в Праге их можно часто встретить на площадях в историческом центре), в помещении Екатеринбургского театра кукол выступали шикарные джазовые коллективы, у «Космоса» зажигали «Запрещённые барабанщики», любители классики, как обычно, заполнили не только площадку перед оперным театром, но и аллею возле памятника Свердлову и даже тротуар со стороны университета. Если людям, побывавшим на этих и многих других площадках, сказать, что фестиваль был провальным, они очень удивятся. И правильно сделают.

 Уральская ночь музыки (Ural Music Night). Рейнарс Кауперс и Евгений Горенбург
«Ночь пройдёт, наступит утро ясное», - в совместном исполнении Евгения Горенбурга (слева) и Рейнарса Кауперса Фото: Павел Ворожцов

Финал на Октябрьской площади был на нашей памяти если не лучшим за всё время проведения фестиваля, то уж точно одним из лучших. Вспоминается 2017 год, когда небольшую группу самых стойких, но уже впадающих в дрёму зрителей окончательно усыпил «Ромарио», а все попытки разбудить аудиторию Вадима Самойлова с ансамблем оказались тщетными. На латышскую группу «BrainStorm» людей пришло довольно много, и, надо думать, никто не пожалел, что отложил уход домой до трёх часов утра. Великолепная погода, обаятельный Рейнарс Кауперс, красивые, мелодичные и вместе с тем драйвовые песни.

Причём репертуар у группы «BrainStorm» («Мозговой штурм») – как будто как раз для завершения ночного фестиваля, тем более пятничного («когда проснёмся, будет вечер, будут выходные» и созданная совместная с Евгением Гришковцом версия «На заре» звучали на Октябрьской площади по-особенному актуально). И слова Рейнарса Кауперса о том, что он надолго запомнит эту ночь в Екатеринбурге, кажется, были совсем не из разряда дежурных реплик про то, что «вы лучшая в мире публика», аура этого концерта была действительно потрясающей.

Ночь музыки завершала группа «BrainStorm»
Ночь музыки завершала группа «BrainStorm» Фото: Павел Ворожцов

Но и на проблемы закрывать глаза не стоит. Уральская ночь музыки уже стала значимым для Екатеринбурга событием, и организаторам стоит серьёзно задуматься над тем, чтобы сделать его не только самым массовым, но и удобным для зрителей. Главный вопрос – какая необходимость запихивать всех 2500 исполнителей в восемь-девять часов в ночь с пятницы на субботу? Может быть, всё-таки пора, согласно законам диалектики, переходить от количества к качеству.

Очевидно, что существующий формат во-первых, доставляет неудобства ни в чём не повинным горожанам, не интересующимся музыкой, а во-вторых, фестиваль на некоторых площадках становится неуправляемым. Просто по той причине, что управлять такой махиной вряд ли вообще физически возможно. Даже при наличии Интернета оперативно сообщить о каких-либо изменениях затруднительно, потому что информация моментально тонет в лавине других сообщений. Наше счастье, что при фактическом отсутствии серьёзного досмотра обошлось без серьёзных происшествий. Чтобы фестиваль стал предсказуемым и комфортным, надо что-то менять в его концепции – или сократить до разумных пределов количество участников, или всё-таки как-то рассредоточить площадки (как небезупречный, но тем не менее вариант – одну из крупных площадок и несколько мелких сделать в шаговой доступности от станций метро), или же разбить программу фестиваля на несколько дней. Однозначного рецепта нет, так что нужен «мозговой штурм».

  • Опубликовано в №113 от 02.07.2019 
Областная газета Свердловской области