Расчетно-кассовое обслуживание лицевых счетов федеральных государственных учреждений

Татьяна Трифонова. Автор фото неизвестен.

*Физические и юридические лица ежедневно осуществляют различные расчетно-кассовые операции, подчас не задумываясь, какую дальнейшую судьбу проживает каждый расчетный документ, направленный в органы Федерального казначейства или обработанный кредитными организациями. А между тем, платежные системы обеих структур имеют существенные различия, свои особенности и правила, хорошо известные федеральным государственным учреждениям.

Совершенствование национальной платежной системы, повышение ее эффективности ставит перед Федеральным казначейством и кредитными организациями новые задачи и способствует консолидации в финансовом секторе.

Так, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию к числу основных задач на новый бюджетный цикл в 2014-2016 годах отнесена задача по повышению прозрачности бюджетов и бюджетного процесса, то есть, по сути, обеспечение прозрачности операций со всеми финансовыми ресурсами государства. Поэтому в свете ряда законодательных нововведений Федеральное казначейство стало объектом пристального внимания банковского сектора и кредитных организаций.

В связи с этим возникает объективная необходимость проанализировать практику функционирования указанных финансовых институтов и дать их сравнительную характеристику с учетом перспектив развития, анализа системных связей, а также дефиниций отдельных понятий.

Отметим, что с момента создания Федеральным казначейством постоянно совершенствуются механизмы кассового исполнения федерального бюджета, зачисления и списания денежных средств, позволяющие держать в фокусе казны все потоки денежных средств бюджетополучателей путем проведения и учета основных расчетно-кассовых операций в платежной системе Банка России.

Сегодня же обусловленной стратегической целью по усовершенствованию системы бюджетных платежей и задачей по применению современных платежных технологий в секторе государственного управления является политика Федерального казначейства, связанная с полномасштабной реализацией современных платежных технологий в секторе государственного управления. Такая политика в текущем финансовом году базируется, в том числе, на законодательном доступе, возможности интеграции широкого круга кредитных организаций на игровое поле Федерального казначейства для предоставления ряда услуг клиентам федерального уровня.

Вместе с тем, и Казначейству, являющемуся непосредственным участником бюджетного процесса, в перспективе отводится особая роль с присвоением знаковой приставки «банк» и возможностью прямого участия в национальной платежной системе. К этому имеются все предпосылки, ведь принципы организации расчетов в казначейской и банковской системах регулируются единой законодательной базой, а также нормативными правовыми актами Минфина России и Банка России.

Однако, возможный видимый читателю функционально-дублирующий банковский статус, а также совокупность однородных операций подчас при обслуживании одних и тех же клиентов Казначейством и банками не имеет ничего общего со сложившейся практикой и целеполаганием.

Следует отметить, что, прежде всего деятельность Казначейства как федерального органа исполнительной власти сводится к бюджетным полномочиям по проведению и учету операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета, а суть банковской деятельности — к осуществлению расчетно-кассовых операций в целях извлечения прибыли.

Сама терминология и перевод слова «касса» (от итал. — cassa, от лат. — саза), что означает непосредственную работу с денежной наличностью, также вносит некую неувязку в понятийное поле казначейских функций. Так, Казначейство осуществляет кассовое обслуживание бюджетополучателей, фактически обеспечивая безналичное денежное обращение в сфере государственного управления, и, таким образом, развеивает социальный стереотип о себе, как предполагаемом хранилище денежных средств.

Здесь основополагающим является не только контроль достаточности денежных средств на счетах клиентов, исходя из остатков, как в кредитных организациях, а прежде всего финансовый контроль на основании первичных документов клиентов, осуществляемый Казначейством в рамках санкционирования оплаты денежных обязательств и учета бюджетных обязательств при проведении кассовых выплат, иными словами — предотвращение нецелевого использования бюджетных денежных средств клиентами. Фактически банку отводится роль посредника, а Казначейству — кассира при проведении платежей.

Отдельно следует отметить, что проведение операций по приему наличных денежных средств от федеральных государственных учреждений и по обеспечению указанных учреждений наличными денежными средствами в настоящее время осуществляют территориальные учреждения Банка России или кредитные организации.

Для характеристики расчетно-кассового обслуживания федеральных государственных учреждений Свердловской области следует рассмотреть отдельные положения правовой составляющей, являющейся основой функционирования, механизмы и рычаги взаимодействия с клиентами, акцентировать внимание на современных актуальных вопросах практики применения казначейских технологий.

Начнем с того, что все счета бюджетов, в том числе и 304 счета федерального бюджета, в соответствии со статьями 155, 156 Бюджетного кодекса на территории Свердловской области обслуживает ГУ Банка России по Свердловской области или кредитные организации в случае отсутствия учреждений банка на периферии.

Соответствующей статьей федерального закона о трехлетнем бюджете на текущий финансовый год и плановые периоды устанавливаются особенности обслуживания Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса. Так, счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам, обслуживаются без взимания платы. И уже на этих счетах непосредственно Казначейством открываются и ведутся лицевые счета всех бюджетополучателей федерального уровня — федеральных органов исполнительной власти, а также автономных, бюджетных и казенных учреждений. В числе 1 462 обслуживаемых сегодня лицевых счетов такие счета открыты и Управлению Федерального казначейства по Свердловской области.

Однако внесенные поправки в Бюджетный кодекс определили некоторые коррективы в действующую практику. С мая текущего года вступили в силу нормы бюджетного законодательства о том, что только кредитные организации, отбираемые Казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации, без взимания ими платы обслуживают счета, предназначенные для выдачи и зачисления наличных денежных средств бюджетополучателям.

На практике это означает предстоящее закрытие старого вида счетов в подразделениях Банка России и, начиная с 2015 года, делегирование права Федеральному казначейству по установлению порядка и организации обеспечения наличными денежными средствами учреждений, лицевые счета которым открыты в Казначействе, ну и, наконец, это еще один шаг в сторону ускоренного перевода клиентов на систему использования новых платежных инструментов, то есть осуществлению операций по обеспечению денежными средствами клиентов с использованием карт. В тандеме казначейские и банковские технологии сегодня позволяют осуществить мягкий переход от устаревшего чека к расчетной дебетовой карте, не увеличивая сроки получения денежных средств и без лимитированных ограничений по их снятию.

Вместе с тем, практика работы клиентов Управления Федерального казначейства по Свердловской области с кредитными организациями, эмитирующими платежные бюджетные карты на территории Свердловской области (в настоящее время — Открытое акционерное общество «Екатеринбургский муниципальный банк» (ОАО «Банк «Екатеринбург») и Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (ОАО «Сбербанк России») определяет новые задачи для решения актуальных вопросов банками-эмитентами платежных бюджетных карт, связанные с остающимися проблемами инкассации денежных средств автономных и бюджетных учреждений, территориальным наличием и развитием собственной/корпоративной сети банковских автоматов и касс, активности эквайринговых операций.

Следует отметить, что для оформления расчетных дебетовых карт бюджетополучателям требуется заключить договор c банком на совершение операций юридического лица. При этом, хотя клиенты и представляют в Казначейство Заявления на получение карт, их фактическую выдачу осуществляет кредитная организация.

Далее. В случае, если бюджетные и казенные учреждения в нарушение законодательства Российской Федерации напрямую открывают счета в кредитных организациях, Казначейство приостанавливает операции таких федеральных учреждений путем направления представлений о приостановлении операций. На территории Свердловской области подобного рода прецеденты имели место в 2004-2011 годах. В настоящее время законодательно установлено, что счета в кредитных организациях на балансовых счетах № 40503 вправе открывать только автономные учреждения. Например, у нас в городе Екатеринбурге по данной схеме осуществляются расчетно-кассовые операции таких образовательных университетов, как УрФУ и РГППУ.

В перспективе же, при наделении Казначейства статусом банка, ему будут предоставлены новые возможности для эффективного решения задач при осуществлении контроля доходной части и управления расходной частью федерального бюджета. Иными словами, в полной мере будет реализован принцип единства кассы с открытием персонального счета в Банке России и разветвлением собственной сети корреспондентских, а не лицевых, счетов, открытых участникам и неучастникам бюджетного процесса федерального уровня.

Что касается правил осуществления расчетов и правил проведения банковских операций в Российской Федерации, то их, как и порядок осуществления перевода денежных средств в рамках платежной системы, устанавливает Банк России. Вместе с тем, непосредственно порядки кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, а также проведения кассовых выплат за счет средств автономных и бюджетных учреждений относятся к прерогативе Федерального казначейства.

Как уже отмечалось, все операции с бюджетными средствами федеральных государственных учреждений отражаются на соответствующих лицевых счетах. В этом отличие от банков, которые осуществляют, например, перевод денежных средств и без открытия банковских счетов плательщикам.

Заключение договоров (соглашений) между Казначейством и клиентами федерального уровня требуется для осуществления электронного документооборота с использованием электронной подписи. А вот в соответствии с банковскими договорами кредитные организации берут на себя полный круг обязанностей, начиная от своевременного комплексного расчетно-кассового обслуживания и заканчивая обеспечением конфиденциальности по операциям клиентов.

Перевод денежных средств участников национальной платежной системы, четко регламентированный действующими нормативными правовыми актами, также отличается в части применения форм безналичных расчетов. Так, Казначейство не применяет иных форм расчетов кроме платежных поручений, которые формируются на основании представленных бюджетополучателями платежных документов (заявок) либо формируются автономными учреждениями самостоятельно. Банки же работают с укрупненным перечнем платежных (расчетных) документов, например, инкассовыми поручениями и платежными требованиями.

Кроме того, казначейские платежные поручения, плательщиками по которым выступают клиенты федерального уровня, оформляются с учетом ряда отдельных особенностей расчетно-кассового обслуживания. Есть совместно определенные Минфином России и Банком России требования, касающиеся, в частности, заполнения реквизитов плательщиков или получателей, когда в роли последних выступают неучастники бюджетного процесса.

Следует отметить, что при осуществлении расчетов и Казначейство и банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиками и получателями средств решаются в установленном федеральным законом порядке без их участия.

Однако, регламентированные сроки уточнения сумм по платежным поручениям, которые ввиду отсутствия необходимой информации отнесены к невыясненным поступлениям, подлежат уточнению Казначейством в течение десяти рабочих дней со дня их поступления на счет по учету средств клиентов, в то время как для банков установленный срок составляет пять дней.

Интересным и закономерным является тот факт, что в кредитных организациях функционируют отдельные структурные подразделения казначейства — так называемые казначейские секторы. Основными функциями казначейств в банках является обеспечение ликвидности (платежеспособности) кредитных организаций, привлечение необходимых ресурсов или временное размещение свободных средств на финансовых рынках по своим операциям или по заказам клиентов в рамках централизованного управления.

Федеральное казначейство также управляет денежными ресурсами и остатками денежных средств на счетах, обеспечивая ежедневное перечисление средств на основании представленных бюджетополучателями документов и неиспользованных остатков средств в рамках установленного режима работы единого счета федерального бюджета.

Наконец, специфика работы казначейской и банковской систем в обязательном порядке исходит из требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности, а именно индивидуальному и техническому сопровождению.

Так, характерной чертой общения специалистов Казначейства с клиентами, несмотря на электронный документооборот, является ежедневная информационно-коммуникативная составляющая рабочего процесса, которая охватывает и сопровождает практически все процессы приема-передачи сведений. В свою очередь, казначейские технологии, как отмечалось ранее, сегодня позволяют осуществлять более широкий спектр операций и сервисных услуг с применением новых платежных инструментов и установлением оптимальных сроков предоставления любой необходимой информации о движении на лицевых счетах бюджетополучателей.

Резюмируя все сказанное, можно констатировать, что квинтэссенция казначейско-банковского накопленного опыта, а также передовых технологий в перспективе расширения взаимодействия и преемственности определяет значительные потенциальные возможности Казначейства и, в частности, Управления Федерального казначейства по Свердловской области, для эффективной качественной организации и развития расчетно-кассового обслуживания счетов федеральных государственных учреждений.

*На правах рекламы.

Областная газета Свердловской области