Первая линия метрополитена столицы Среднего Урала наконец-то заработала с полной нагрузкой: в субботу состоялась торжественная церемония запуска станции «Чкаловская», в которой приняли участие губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава администрации города Екатеринбурга Александр Якоб.
За последние четыре года на достройку двух завершающих станций первой линии нашего метрополитена («Ботанической» и «Чкаловской») было израсходовано около шестнадцати миллиардов рублей. Сумма немаленькая, но взамен город получил шикарный подарок: у местных жителей появилась возможность за какие-то пятнадцать-двадцать минут пересечь весь Екатеринбург с севера на юг.
Наше метро начали прокладывать более тридцати лет назад ещё в другой стране. И то, что, несмотря на тяжелейшее время, пережитое нашим государством, на трудности с финансированием строительства, в Екатеринбурге станция за станцией вводились в строй, а сегодня открылась «Чкаловская» очень важно, отметил Евгений Куйвашев, выступая перед метростроителями, которые в этот день пришли на открытие станции со своими семьями. Свердловская область и Екатеринбург заявились на такие серьёзные мероприятия как чемпионат мира по футболу 2018 года и Всемирная выставка «Экспо» в 2020 году. Безусловно, без современных транспортных коммуникаций нам не добиться победы в борьбе за право их проведения.
Напомним, что автором дизайна «Чкаловской» стал архитектор Спартак Зиганьшин, проектировавший станцию метро «Проспект Космонавтов». В поиске интерьерных решений он обратился к теме героического беспосадочного перелёта экипажа советских лётчиков под руководством Валерия Чкалова из Москвы в США через Северный полюс. Интерьеры новой станции стилизованы под внутреннее пространство самолета с иллюминаторами на стенах, приборной панелью в торцевой части холла, посадочными огнями вдоль краёв платформы, динамично мигающими при приближении электропоездов, и сводчатого потолка, напоминающего крыло воздушного судна. Цветовая гамма «Чкаловской» выдержана в серо-стальных и голубоватых тонах, а в качестве основных отделочных материалов использованы листовой окрашенный металл, полированная нержавеющая сталь и крупноразмерный керамогранит.
Официальным стартом эксплуатации новой станции можно считать тот момент, когда директор ООО «Метрострой Подземные технологии строительства» Юрий Дозорец передал символический ключ от «Чкаловской» директору Екатеринбургского метрополитена Владимиру Шафраю, который пообещал, что сотрудники метро сделают всё, чтобы горожанам было здесь максимально комфортно, удобно и главное безопасно. Вручив награды отличившимся метростроителям, Евгений Куйвашев и Александр Якоб стали пассажирами первого поезда, сделавшего остановку на «Чкаловской». А уже на «Ботанической» губернатор ознакомился с работой пульта управления движением электропоездов метро и жизнеобеспечения станции.
После завершения прокладки первой линии метро самое время задуматься о строительстве второй ветки, которая пересечёт город с запада на восток. По словам заместителя главы администрации города Екатеринбурга по вопросам капстроительства и землепользования Сергея Мямина, перед руководством мэрии и областной властью сейчас встала необходимость принять принципиально важное и непростое решение. Разработчики проекта новой линии предлагают выбрать между двумя вариантами прокладки метро: традиционным, когда приходящие и уходящие поезда прибывают к двум противоположным концам платформы, и более современным, при котором станция становится двухэтажной приходящий поезд прибывает к платформе на первом этаже, а уходящий к другой платформе на втором этаже.
Как пояснил Сергей Мямин, второй вариант стоит намного дороже первого, но зато он позволит построить новую линию метрополитена в два раза быстрее, чем это происходит обычно. Кроме того, прокладка «двухэтажной» линии причинит гораздо меньше неудобств горожанам. Строителям не придётся перекрывать движение автомобильного транспорта на б+++ольшой территории. Поскольку двухэтажные станции занимают намного меньше места, для каждой из них потребуется участок, по размеру сравнимый с обычной стройплощадкой для возведения многоэтажного дома. Согласитесь, для такого «компактного» города как Екатеринбург, это имеет большое значение.
Кроме того, по-прежнему остаётся открытым вопрос о будущем станций «Бажовская» и «Уктусские горы». «Бажовская» должна располагаться между «Геологической» и «Чкаловской», но оформлением её вестибюля и установкой эскалаторов метростроители пока не занимаются, объясняя это тем, что плотность застройки близлежащих районов невелика, и пассажиропоток через «Бажовскую» может оказаться слишком маленьким для того, чтобы окупить эксплуатацию станции. Станция «Уктусские горы» должна дать жителям Уктуса и Химмаша возможность ездить на метро, но этот проект отложен на неопределённое будущее из-за более значимого в смысле увеличения пассажиропотока прокладки второй ветки метро с запада на восток.
В течение ближайших месяцев руководство области и города рассмотрят все плюсы и минусы двух способов прокладки метро и выберут наиболее подходящий для столицы Среднего Урала. Однако, как заверил Евгений Куйвашев, самое главное решение уже принято: «Строительство метро будет продолжено, как бы сложно ни было. Совсем недавно у нас был председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, и мы договорились о помощи городу в реализации этого проекта».