Бюджетное расписание областного министра финансов

Галина Кулаченко: «Финансовое состояние области характеризуется как стабильное». Фото Станислава Савина.

Галина Кулаченко: «Финансовое состояние области характеризуется как стабильное». Фото Станислава Савина.

В Свердловской области начался очередной финансовый год. Что нового он принесёт жителям Среднего Урала – об этом разговор с министром финансов региона Галиной КУЛАЧЕНКО.

Потребителям дали прово «голосовать ногами»

— Галина Максимовна, в 2014 году Свердловская область перешла на программный бюджет: в регионе принято 28 государственных программ. Что это даст обычному жителю Среднего Урала?

— Прежде всего, для обычного гражданина бюджетный процесс станет более открытым и прозрачным, а значит, и понятным. В каждой государственной программе устанавливаются цели, задачи, мероприятия, ключевые показатели достижения конечных результатов каждым министерством и ведомством. Таким образом, бюджет расписан по конкретным направлениям, с указанием ответственных исполнителей по всем запланированным расходам. Во-вторых, программный принцип не может не сказаться на качестве государственных или муниципальных услуг, которыми все мы пользуемся. На это работают основные принципы программно-целевого бюджета, один из ключевых — оплата государственного задания производится за фактически оказанные услуги.

Госзадание становится своеобразной программой действий госучреждения по предоставлению качественных госуслуг. Большое значение имеет то, что порядок оплаты оказанных услуг предполагает авансирование в размере до 30 процентов от общей стоимости государственного (муниципального) задания. Окончательная оплата услуг должна осуществляться после предъявления и приёмки актов выполненных работ, в которых указывается объём оказанных услуг и их стоимость, а также отсутствие претензий к качеству услуг. Для отслеживания качества услуг в государственном (муниципальном) задании предусматривается порядок мониторинга оказания услуг, а также оценка их качества как со стороны потребителей, так и со стороны заказчика — ГРБС (главного распорядителя бюджетных средств. — прим. ред.). В результате потребители начинают «голосовать ногами» за то или иное учреждение, успешность и финансовая состоятельность которого будут основаны на качестве.

Приведу конкретный пример: автономному учреждению дополнительного образования доведено государственное задание на оказание 100 единиц услуг. Каждая услуга имеет определённую стоимость и критерии качества её оказания. В начале года, в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, учреждение получает аванс в размере 25 процентов от годовой стоимости задания. По истечении первого квартала учреждение представляет отчёт о количестве и качестве оказанных услуг, который проверяется учредителем и оплачивается, в случае отсутствия претензий всех вышепоименованных сторон. И так каждый квартал. При недовыполнении годового задания учреждение не получает оплату за тот объём услуг, который не оказан или оказан ненадлежащего качества. Таким образом, мы переходим к оплате за фактически оказанные услуги и уходим от существующей ранее практики предоставления субсидий, при которой финансирование осуществлялось просто в соответствии с графиком перечисления субсидий, независимо от объёма и качества оказанных услуг. То учреждение, которое окажет больше услуг надлежащего качества, получает большую оплату, тем самым будет иметь большую возможность для улучшения своей материально-технической базы и повышения оплаты труда сотрудников, совершенствования своей деятельности на благо потребителя. Именно такую отдачу от учреждений, работающих на бюджетные средства, ждёт сегодня каждый налогоплательщик. И государство должно соответствовать таким ожиданиям.

— Когда принимался сложный бюджет на 2014 год, говорилось о вероятности внесения изменений в течение года в сторону увеличения его доходной части. Сегодня вы считаете, что такие ожидания имеют основания?

— Действительно, принятие бюджета на 2014 год и плановый период было непростым. Необходимо было при ограниченном объёме доходных источников сформировать бюджет, предусматривающий безоговорочное исполнение бюджетных посланий Президента России и губернатора Свердловской области, при этом, учитывая сложную ситуацию с наполнением, в том числе и местных бюджетов, нужно было предусмотреть максимально возможные объёмы межбюджетных трансфертов муниципалитетам для выполнения ими своих обязательств и переданных полномочий. На наш взгляд, мы справились с этой задачей и при поддержке депутатского корпуса приняли оптимальный вариант бюджета. Говорить о корректировке бюджета в сторону увеличения доходной части в настоящий момент преждевременно. Ситуация по поступлению доходов в январе остаётся напряжённой, каких-либо прогнозов по увеличению доходов в настоящее время сделать нельзя.

Почему растёт госдолг?

— Галина Максимовна, как вы оцениваете сегодняшнее финансовое состояние нашего региона?

— Финансовое состояние Свердловской области характеризуется как стабильное (ВВ+), это подтверждено службой кредитных рейтингов международного агентства Standard & Poor’s. Но известно, что экономика нашего региона ориентирована на экспорт, поэтому негативные процессы, происходящие в мире и в еврозоне, оказали непосредственное влияние на снижение доходов в региональную казну в 2013 году. Сегодня, когда мы подводим предварительные итоги исполнения бюджета прошлого года, уже очевидно, что «недовыполнение» по налогу на прибыль организаций в 2013 году составило 2,8 миллиарда рублей. А к уровню 2012 года эти поступления снизились на 9,3 миллиарда рублей.

Такая отрицательная динамика связана со снижением налоговой базы в результате ухудшения экономических показателей налогоплательщиков. Среди объективных причин — неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках металлов, увеличение расходов организаций на обслуживание кредитных обязательств в иностранных банках в связи с ослаблением рубля, увеличение себестоимости выпускаемой продукции за счёт роста тарифов собственных монополий и расходов на оплату труда и на выплату страховых взносов во внебюджетные фонды.

Есть и субъективные факторы снижения налога на прибыль, в том числе: оптимизация предприятиями налогооблагаемой базы, создание консолидированных групп налогоплательщиков, где уплата налога на прибыль организаций производится с учётом издержек всех филиалов. На общей картине сказалось и то, что общая сумма «переплаты» по налогу на прибыль организаций в областной бюджет оказалась достаточно высокой и составила 7,3 миллиарда рублей.

Ситуация по поступлениям налога на доходы физических лиц несколько лучше — за прошедший год мы получили на 4,5 миллиарда больше, чем в 2012 году, — это в первую очередь связано с ростом заработной платы уральцев. Но, начиная с октября, темпы роста поступлений по этому налогу замедлились.

По остальным налоговым и неналоговым источникам доходов областного бюджета в 2013 году наблюдается положительная динамика: поступления выше уровня 2012 года на 3,8 миллиарда рублей. К примеру, выросли поступления по налогу на имущество организаций: их рост к уровню 2012 года составил 1,2 миллиарда рублей. Это связано с поэтапной отменой ряда федеральных льгот, а также увеличением стоимости основных фондов в связи с вводом новых производственных мощностей на предприятиях нашего региона.

— Получается, всё не так уж плохо. Тогда почему увеличивается объём государственного долга?

— Увеличение объёма государственного долга вызвано рядом причин. Во-первых, мы видим, что расходы областного бюджета по сравнению с 2012 годом возросли на 24,5 миллиарда рублей. Во-вторых, доходы 2013 года ниже поступлений предыдущего года на 0,6 миллиарда рублей. При этом мы все понимаем, что базовые расходные обязательства уменьшать нельзя, они, в силу объективных причин, имеют тенденцию к увеличению. Это в первую очередь исполнение майских 2012 года указов Президента РФ, социальные обязательства, принятые на региональном уровне и межбюджетные трансферты местным бюджетам. Несмотря на то, что прогноз по доходам областного бюджета выполнен лишь на 97,8 процента, было принято решение об исполнении всех обязательств перед муниципалитетами. Особо хотелось бы подчеркнуть, что, по сравнению с 2012 годом, только по трём основным отраслям: ЖКХ, агропромышленный комплекс и дорожное хозяйство — возобновляемые расходы (расходы на развитие) увеличились на 7,8 миллиарда рублей. По оперативным данным, расходы областного бюджета на капитальное строительство и реконструкцию в 2013 году составили 24,4 миллиарда рублей. Учитывая эти обстоятельства, государственный долг вырос по сравнению с 1 января 2013 года с 20,8 миллиарда рублей до 33,9 миллиарда рублей, то есть на 13,1 миллиарда рублей, при плановом росте на 16,1 миллиарда руб-лей. Естественно, что займы вызваны необходимостью профинансировать столь обширные расходные обязательства.

— Насколько велики опасения, что государственный долг Свердловской области вскоре окажется предельным?

— На начало текущего года объём государственного долга составил 33,9 миллиарда руб-лей при установленном законом об областном бюджете значении в сумме 36,9 миллиарда рублей, при этом долговая нагрузка составила 25 процентов. Замечу, что максимально возможное, установленное Бюджетным кодексом РФ значе-

ние, — 100 процентов. По оперативным данным Министерства финансов РФ, прошедший год был сложным в плане сдерживания роста дефицита бюджета и, соответственно, государственного долга регионов. Лишь 5 субъектов РФ из 84 исполнили бюджеты без дефицита. При этом необходимо понимать, что отсутствие дефицита может быть вызвано в том числе и низким исполнением бюджета по расходам, то есть невыполнением взятых на себя обязательств. Согласно последним рейтингам, Свердловская область входит в первую двадцатку среди субъектов РФ по уровню долговой нагрузки. Немалое значение имеет и профессиональная работа по управлению государственным долгом. На сегодня принципы, которыми руководствуется региональный минфин, — полное и свое-временное выполнение долговых обязательств, снижение стоимости обслуживания долга и эффективное регулирование сроков заимствований.

«Все расходные обязательства выполнены»

— На что Свердловская область тратила в 2013 году больше всего?

— Традиционно на социальную сферу. Так, по сравнению с 2012 годом расходы региона на социальную сферу возросли на 7,5 миллиарда рублей и составили 123,6 миллиарда рублей. Это 68,5 процента от общей суммы расходов.

Необходимо подчеркнуть что, несмотря на рост объёма социальных обязательств, нам удалось пока незначительно, но откорректировать структуру расходов в сторону увеличения так называемого «бюджета развития» на 5,5 процента по сравнению с отчётом за 2012 год.

Максимальная доля расходов приходится на образование — 43,4 миллиарда рублей. По сравнению с 2012 годом эти расходы выросли на 6,3 миллиарда рублей. По предварительным данным, в 2013 году введено в эксплуатацию 37 дошкольных учреждений с общим количеством мест — 4738. Также в рамках создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях введено 7066 мест.

На втором месте по объёму расходов здравоохранение — 40,9 миллиарда рублей, что на 3,3 миллиарда рублей выше уровня 2012 года. Отмечу, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения также выросли — на 880 миллионов рублей. Кроме того, строились и объекты здравоохранения: введено в эксплуатацию здание судебно-психиатрического экспертного отделения для лиц, находящихся под стражей, в городе Екатеринбурге; завершён капитальный ремонт здания для размещения наркологического реабилитационного центра на базе санатория-профилактория «Красная горка». Продолжается проектирование и строительство комплекса зданий противотуберкулёзного диспансера, территориального центра медицины катастроф. Завершена экспертиза проектной документации по долгострою — детской многопрофильной больнице Нижнего Тагила.

Расходы по отрасли «культура» профинансированы в объёме 3,3 миллиарда рублей, или 94,8 процента к плану. Для выявления и поддержки юных талантов на базе Уральского музыкального колледжа был создан Уральский региональный центр для обучения музыкально одарённых детей и молодёжи.

Финансирование отрасли «физическая культура и спорт» в 2013 году составило 2,6 миллиарда рублей. При финансировании строительства спортивных сооружений мы исходили из необходимости завершения строительства объектов с высокой степенью готовности и малобюджетных проектов, основная цель которых — увеличение доли жителей области, занимающихся спортом. Осуществлялось строительство 18 объектов физической культуры и спорта муниципальной собственности, введено в эксплуатацию 9 объектов: четыре физкультурно-оздоровительных комплекса, одна лыжная база, два сельских стадиона, одна универсальная спортивная площадка.

— Кроме расходов на социальную сферу значительная часть расходов бюджета направлена на реализацию инвестиционных проектов и развитие инфраструктуры.

— В целом расходы на развитие агропромышленного комплекса Свердловской области составили более 5,5 миллиарда рублей, в том числе 2,1 миллиарда рублей — целевые федеральные средства. Особое внимание уделяется финансированию реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм. На эти цели из бюджета направлено около 400 миллионов рублей. Кроме того, 754 миллиона рублей направлено на возмещение затрат сельхозтоваропроизводителей по уплате процентов по инвестиционным кредитам. Также с участием бюджетных средств построено (приобретено) 14,76 тысяч квадратных метров жилья, в результате чего 219 семей, проживающих в сельской местности, улучшили жилищные условия.

Кроме того, в 2013 году на обеспечение жильём отдельных категорий граждан из бюджета фактически выделено более 2,4 миллиарда рублей, что позволило получить жильё и улучшить жилищные условия 2 191 семье, при этом за счёт выплаченных в 2013 году средств уже в текущем году 1034 семьи получат жильё.

В рамках региональных адресных программ 2011–2015 годов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за 2013 год с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета построено 45 мало-этажных домов, расселено 3600 граждан.

По сравнению с 2012 годом значительно выросли (на 2,9 миллиарда рублей или в 1,7 раза) расходы на жилищно-коммунальное хозяйство: они составили 6,7 миллиарда рублей.

Отметим, что в рамках реализации мероприятий «Столица» областной целевой программы «Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2012–2016 годы» в 2013 году муниципальному образованию «город Екатеринбург» перечислены субсидии в сумме 501,2 миллиона рублей. За счёт преимущественно средств областного бюджета (95 процентов) выполнены следующие работы: капитальный ремонт Набережной рабочей молодёжи в городе Екатеринбурге, строительство фонтана на реке Исеть в Историческом сквере, реконструкция сквера по проспекту Ленина на участке от улицы Мамина-Сибиряка до улицы Восточной, благоустройство сквера им. Павлика Морозова, ремонт сетей уличного освещения и прочие программные мероприятия.

Расходы на дорожное хозяйство составили 12,1 миллиарда рублей, что больше, чем в 2012 году, на 3,1 миллиарда рублей. На 100 процентов исполнены годовые назначения по ремонту и капитальному ремонту автодорог (1,8 миллиарда рублей), на 98 процентов (2,5 миллиарда рублей) — на строительство и реконструкцию автодорог. Так, вы знаете, в 2013 году обеспечено устройство твёрдого покрытия на автодороге Пермь — Ханты-Мансийск в пределах Свердловской области. В рамках реализации мероприятий «Столица» из областного бюджета на строительство и реконструкцию 9 автодорог местного значения и ремонт улично-дорожной сети города Екатеринбурга направлено 2,9 миллиарда рублей. Перечисление ассигнований бюджету города осуществлено под фактически выполненные объёмы работ. В частности, почти 0,7 миллиарда рублей направлено на строительство транспортной развязки на пересечении улицы Московская и Объездной автодороги. Указанная развязка запланирована к вводу в текущем году. Средства, необходимые для завершения этого объекта в полном объёме, предусмотрены в областном бюджете.

В местные бюджеты направлены дотации и субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности — 7,3 миллиарда рублей, что больше, чем в 2012 году, на 2,3 миллиарда рублей.

Словом, все расходные обязательства региона, включая выплату заработной платы работникам областных государственных учреждений, в том числе с учётом её повышения в соответствии с указами Президента России, выполнены в полном объёме.

Областная газета Свердловской области