Депутат Дмитрий Ионин: "Повышать нужно не тариф, а конкуренцию"

Фото Алексея Кунилова.

Фото Алексея Кунилова.

Настояв на повышении тарифа на проезд в общественном транспорте до 23 рублей осенью 2012 года, городские власти решили замахнуться теперь на 40–50 рублей. Я бы назвал это беспределом, поскольку реальных оснований для повышения стоимости проезда нет.

Нам говорят, что общественный транспорт убыточный. Но частные перевозчики — и их достаточно много — с удовольствием идут работать на существующий тариф. Образно говоря, они просто локтями толкаются, и если не выигрывают конкурс на маршрут, жалуются в антимонопольную службу. Городские власти нас пытаются убедить, что это своего рода «камикадзе», которые хотят погрязнуть в убыточном бизнесе и разориться?

Если докопаться до истины, вопрос можно будет ставить не о повышении, а о снижении стоимости проезда.

Интересно разобраться в экономике муниципальных предприятий. Звучат фантастические цифры, будто бы екатеринбургский метрополитен зарабатывает на рекламе и на сдаче в аренду торговых площадей 2,5 миллиона рублей в год, то есть 200 тысяч рублей в месяц. Насколько я знаю, годовая сумма этого оборота — свыше 50 миллионов.

Важно также оценить эффективность работы транспортных предприятий. В том числе выяснить, необходим ли такой посредник, как компания «Исеть», которая является оператором Е-карты и в общей сумме с банковскими комиссиями забирает восемь процентов со стоимости каждого билета в общественном транспорте. Согласитесь, это достаточно много.

Законодательное Собрание Свердловской области пытается дойти до сути, но окончательные решения принимает всё-таки муниципалитет. Все материалы депутатов Свердловской области просто игнорируются, и очень хорошо, что теперь тяжёлый разговор о тарифах инициировали городские депутаты — представители трёх фракций.

На мой взгляд, чтобы не допустить неверных решений, достаточно посмотреть на наших соседей. В Перми, например, тоже увеличили стоимость проезда, но с 12 до 13 рублей. Я был в этом городе и пытался понять, как им удаётся так работать. Подчеркну, что жители там не считают, что у них проезд дешёвый. Мы ехали на трамвае с пермским депутатом, общались с горожанами. Они сказали: «Видимо, у вас в Екатеринбурге все богатые, вот и платят столько. А для нас и 13 рублей дорого».

Пермь по размерам аналогична Екатеринбургу, но население там меньше, то есть и пассажиров меньше. Чем меньше пассажиров, тем меньше доход транспортных предприятий. За счёт чего выживают пермские транспортники? Ответ, как оказалось, прост. Всё дело в том, что у нас этот рынок зарегулирован городской администрацией и связанными с ней предприятиями, а в Перми — свободная конкуренция. Кроме того, тарифы там устанавливают не чиновники, а депутаты городской Думы. Они, конечно, разные, но раз в четыре года им нужно отчитываться перед избирателями, смотреть людям в глаза. И если депутаты чрезмерно увеличат тариф, никто их в следующий раз в городскую Думу не выберет. Мне кажется, что и мы со временем должны прийти к такой системе.

Областная газета Свердловской области