Автобум остался в прошлом

На стоянках автосалонов множество машин, но в город то и дело прибывают автовозы с новыми автомобилями. Фото Александра Зайцева.

На стоянках автосалонов множество машин, но в город то и дело прибывают автовозы с новыми автомобилями. Фото Александра Зайцева.

В то время как автолюбители и пассажиры общественного транспорта мучаются в пробках, а городские власти ломают голову над тем, как эти пробки побороть, автодилеры озабочены другой проблемой. Они думают, как мотивировать потребителей покупать новые машины. Ведь от продаж зависит их доход.

Беспокойство автодилеров не беспочвенно. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), уровень продаж легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России в 2013 году упал на 5,5 процента по сравнению с 2012 годом. Продано было в общей сложности 2,78 миллиона машин.

— В Уральском федеральном округе авторынок сократился ещё больше — на семь процентов, — отмечает директор Национального агентства прямых инвестиций (Москва) Татьяна Арабаджи.

По её мнению, самый оптимистичный прогноз на 2014 год — нулевой рост рынка. АЕБ прогнозирует падение на 1,6 процента по сравнению с 2013 годом. Уральские дилеры ожидают падения на восемь — десять процентов.

В январе прошлогодний спад спроса продолжился.

Вероятно, падение могло бы быть ещё больше.

— В какой-то мере продажи сейчас стимулируются ростом доллара. Тот, кто не может вложить средства в недвижимость, вкладывает в автомобиль, чтобы сохранить сбережения, — считает исполнительный директор одного из дилерских центров Екатеринбурга Игорь Митрохов.

Надеяться, что ситуацию изменит снижение ставок по автокредитам, не приходится. По словам Игоря Митрохова, доля машин, приобретаемых в кредит, увеличилась до 70 процентов.

О чём это говорит? Многие пытаются жить не по средствам. Результаты налицо: на этой неделе «Российская газета» сообщила, что к началу 2014 года наши соотечественники накопили 42 миллиарда рублей просроченной задолженности по автокредитам — на 43 процента больше, чем годом ранее. Ожидается, что к концу 2014 года просрочка возрастёт до 50 миллиардов рублей.

Получается, люди в долгах как в шелках, при этом ездят на престижных иномарках.

— В 2013 году в Екатеринбурге было продано 94 тысячи машин. Общее количество зарегистрированных в городе автомобилей сейчас — 699455, — отмечает председатель комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елена Чернышёва.

По её словам, на тысячу жителей в столице Урала приходится 489 автомобилей.

— В Лондоне меньше: на тысячу жителей — 470 машин. Если говорить об объёмах продаж, Россия сейчас занимает шестое место после Китая, США, Японии, Бразилии и Германии. А по уровню жизни — 56-е место в мире. Не должно быть такой диспропорции, не должны мы продавать столько машин, — уверен исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский.

По его мнению, российский автомобильный рынок прошёл «точку невозврата». Такого объёма продаж, как прежде, уже не будет. И дело не в кризисе или курсе валют и не в процентных ставках по кредитам.

— Если вдруг начнут выдавать выгодные кредиты на холодильники, люди не кинутся их покупать. Зачем? У каждого уже есть холодильник. Так и с автомобилями. Раньше человек жертвовал чем-то ради машины — отказывался от поездки в Турцию, не покупал шубу жене. Сейчас в крупных городах машина есть почти в каждой семье. Время автомобильного бума прошло, — считает Александр Рулевский.

Между тем Екатеринбург сегодня перенасыщен не только автомобилями, но и точками их продаж.

Как отмечает Елена Чернышёва, в городе работают 78 дилерских центров и 65 автосалонов. Ещё восемь автосалонов будет открыто в ближайшие два года. Не много ли для падающего рынка?

А вот станций техобслуживания не хватает. И слесари по ремонту автомобилей там в большом дефиците.

Областная газета Свердловской области