Крупный бизнес + малый = ?

По результатам нашего опроса, 42 процента членов Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) назвали одним из самых актуальных вопрос кооперации малого, среднего и крупного бизнеса. Это неудивительно, поскольку в таком взаимодействии скрыт огромный резерв для нашей экономики. Я считаю, что мы сегодня находимся только в начале пути решения этой проблемы.

Что нам мешает?

Назову самые значимые причины.

Первое — разный уровень культуры ведения бизнеса у крупных и малых предприятий. Рынок, как известно, — саморегулирующийся механизм. Если бы крупный бизнес полностью устраивало качество работы малых предприятий (гарантированность сроков поставки товаров, качество производимой продукции), то такая кооперация давно бы уже заработала. К сожалению, пока этого не происходит. Значит, есть препятствие, какой-то «камень» на пути. Думаю, что малому и среднему бизнесу до сих пор сложно соответствовать высоким требованиям, действующим на крупных заводах.

Второе — да, возможно в некоторых случаях оправдано мнение о том, что большие холдинги стремятся сотрудничать с неким узким кругом давно знакомых им поставщиков. Я согласен с тем, что эта проблема существует и её нужно решать.

Третье — недостаток информации. Разные предприятия, работающие в смежных отраслях промышленности, зачастую ничего не знают друг о друге. Эту проблему на Среднем Урале уже решают. Здесь развиваются индустриальные парки, в рамках которых значительно упрощается обмен информацией между бизнесменами, развивается аутсорсинг (крупный завод передаёт часть функций по обслуживанию своего производства малым предприятиям). В частности, я знаю хороший пример компании «Уральские локомотивы», которая заключила договоры на аутсорсинг с несколькими десятками небольших фирм.

Мы у себя, в СОСПП, хотим запустить интересный проект. В чём его суть? Хотим предложить крупным предприятиям стать открытыми, вывесить на своих официальных сайтах информацию о той продукции, которую они ищут на рынке, изложить возможные условия заключения контрактов, предложить встретиться с руководителями малых предприятий, которые намерены поучаствовать в тендерах на поставку товаров.

Мы продумываем и второй этап нашего проекта: почему бы для малых предприятий, эффективно сотрудничающих с большими компаниями, не ввести специальное звание «Ответственный поставщик такого-то завода». Естественно, его получение можно связать с прохождением внутреннего лицензирования на той компании, официальным поставщиком которой намерено стать малое предприятие.

Звание поставщика, допустим, НТМК или УГМК, даст небольшим фирмам дополнительные маркетинговые возможности. Кроме того, это станет хорошим стимулом для малых предприятий развивать свою культуру ведения бизнеса.

Областная газета Свердловской области