Аэропорт Уктус. Вчера без завтра?

Когда-то на Среднем Урале пассажирские Ан-2 принимали и отправляли 33 местных аэродрома. Фото: Станислав Савин

Когда-то на Среднем Урале пассажирские Ан-2 принимали и отправляли 33 местных аэродрома. Фото: Станислав Савин

Нужна ли Свердловской области малая авиация? Вопрос не праздный. С одной стороны – да, было бы здорово, как в старые добрые времена, быстро добраться из самой дальней точки области до Екатеринбурга. С другой… а вот с другой – замкнутый круг проблем.

«Голуба, ответьте Туземцу!»

Когда-то свердловский аэропорт Уктус был оживлённым транспортным центром. Кипела жизнь в здании аэровокзала, кружили над лётным полем весёлые трудяги Ан-2. Самолёты пассажирские и почтовые, предназначенные для авиахимработ и контроля пожарной ситуации были востребованы постоянно.

Пассажиров отправляли и принимали 33 местных аэродрома – взлётная полоса, домик «аэровокзала» с комнатой для пассажиров и забитой навигационными приборами каморкой диспетчера, бесконечно взывавшего к соседнему аэропорту. Диалог моего детства: «Голуба, Туземец, Голуба, когда на Петрокаменск будет самолёт?». Только много лет спустя я узнала, что «Туземец» – это позывной петрокаменского аэропорта, а «Голуба» – николо-павловского.

Но всё ближе к сравнительно небольшому аэропорту, построенному в 1932 году на окраине Cвердловска, подбирались заводы и жилые дома. Летать стало небезопасно. Спрос на авиаперевозки требовал расширения базы. И в 1985 году аэропорт перебрался на новое место, недалеко от Арамили. И это стало началом конца.

Пассажиры сказали: «далеко», «неудобно», «билеты подорожали». И пересели в автобусы, а чуть позже и в личные авто. На автотранспорт перешла и почта. В силу разных причин ушли в прошлое авиа­химработы. Но Уктус держался. Прочно, мужественно, долго. Доставлял пассажиров в отдалённые районы – Сосьву, Гари, Таборы, сохранял за собой статус базы пожарной и медицинской авиации.

Реанимации не подлежит

Дела между тем шли всё хуже. В 2009 году «ОГ» писала о том, что пассажирские перевозки на Уктусе уже почти сошли на нет, под угрозой пожарная авиация. Но лето в том году выдалось дождливым, и в то, что через год леса в области вспыхнут огромным костром, не очень-то верилось. Огненным летом 2010 года пожарная авиация сработала далеко не так, как могла бы, будь в аэропорт вовремя вложены средства.

Конечно, выводы были сделаны, в МЧС начали активнее применять вертолёты, и ситуацию с пожарами удалось взять под контроль. А вот Уктусу это уже не помогло.

В декабре 2011 года между правительством Свердловской области и УГМК было подписано соглашение о создании на базе аэропорта акционерного общества.

Возродить аэропорт Уктус, который тогда уже находился в стадии банкротства, намеревалась Свердловская область, доля которой в уставном капитале должна была составить 75 процентов, и УГМК-холдинг с долей в 25 процентов. В качестве уставного капитала УГМК планировала внести часть уже выкупленного аэропортового комплекса. Самолётный парк к тому времени нуждался в полной замене, и летать предполагалось на разработанных специально для местных авиалиний самолётах L-410, произведённых в Чехии на принадлежащем УГМК заводе «Aircraft Industries».

В проекте областного бюджета на 2012 год была заложена сумма в 200 миллионов рублей, которую планировалось направить в уставный капитал акционерного общества. Но в процессе утверждения запрошенные средства в бюджет заложены не были, проект признали неперспективным, а в декабре 2012 года аэропорт Уктус был признан банкротом.

К этому же 2012 году относится и история с пропавшим под Серовом Ан-2. Сам факт – самолёт отправился неизвестно куда и зачем без разрешения – подтверждает: должного контроля за движением воздушных судов уже не было.

Летом 2013 года были выставлены на продажу аэропорты Серов, Гари, Таборы. В конце 2013 года их приобрела компания «Системы аэродромных партнёрств», и сегодня здесь базируются самолёты авиакомпании «ЮТэйр», которые обслуживают «трубу» – идущие из Тюменской области газопроводы. Так что площадки, к счастью, не заброшены и эксплуатируются по назначению.

Цена вопроса – сорок миллиардов

– Сегодня в нашей области развита сеть автодорог, так что пассажирские авиаперевозки нам, по сути, уже не особенно и нужны, – говорит начальник отдела министерства транспорта и связи Свердловской области Михаил Кожевников. – Вертолётные авиаперевозки до Серова осуществляются только из самых дальних точек, где находятся пенитенциарные заведения. В последние годы эти заведения постепенно закрываются, сама собой отпадает и необходимость авиаперевозок. На смену авиации приходят суда на воздушной подушке. Они и в обслуживании дешевле, и не зависят от погоды – нелётной погоды для них не бывает.

Областные власти пытались сохранить аэропорт и в стадии банкротства, но имущественные проблемы с Мин­обороны и отказ федеральных властей поддерживать два аэропорта в одном регионе сделали эти усилия тщетными.

Если же кто-то решит возродить малую авиацию, то в областном минтрансе обещают бизнесменам всяческую поддержку. Моральную. Потому что в бюджете необходимые для переоборудования Уктуса средства найти вряд ли получится.

– Всё можно было исправить, сохранить в 2005 году, когда мы пытались перевести Уктус в областную собственность, – продолжает Кожевников. – Но взлётно-посадочная полоса аэропорта принадлежит Министерству обороны, и военные отказались передавать её нам. Будь Уктус в областной собственности, региону поневоле пришлось бы вкладывать в него средства, причём расходы были бы разнесены, разведены во времени. А сегодня, когда полностью устарели и навигационное оборудование, и система безопасности, и топливозаправочный комплекс, и парк воздушных судов, цена возрождения Уктуса – порядка 40 миллиардов рублей.

Главное же, пока неясно, будет ли обновлённый аэропорт востребован, окупятся ли когда-нибудь расходы, поэтому сейчас созданное на базе обанкротившегося авиапредприятия ЗАО «Аэропорт Уктус» оказывает только коммерческие услуги – выполняет заказные рейсы, чартерные и грузовые перевозки. И, увы, специалисты уверены в том, что в прежнем виде его уже не возродить.

Ещё пять лет назад обсуждалось предложение перенести на базу Уктуса региональную авиацию. Но сегодня, по мере роста спроса, эту нишу успешно осваивает аэропорт Кольцово. Рейсы в Пермь, Тюмень, Магнитогорск выполняются регулярно. Среди планируемых направлений – Курган и Челябинск. Так что кто и куда будет летать сегодня из Уктуса – большой вопрос. Время упущено, спрос изменился.

Сейчас по заказу областного минтранса разрабатывается стратегия развития транспортного комплекса региона до 2030 года, и в этой стратегии собираются найти место и для малой авиации. Тем более что далеко не все аэропорты в области закрыты и забыты. Часть из них перешла в собственность ДОСААФ и других организаций. Там проводятся экспериментальные и учебные полёты. Значит ли это, что малая авиация на Среднем Урале сможет возродиться? Покажет время.

Комментарий

Алексей Орлов, первый заместитель председателя правительства – министр инвестиций и развития Свердловской области:

– Правительство области заинтересовано в развитии малой авиации в регионе. Малую авиацию развивать нужно, но вот в каком виде – большой вопрос. Возможно, это будет воздушное такси (такая услуга достаточно популярна в Тюменской области). Может быть, при помощи инвесторов, готовых участвовать в проекте, будет найден другой вариант.

Областная газета Свердловской области