Колбасу объял импорт

Практически вся оболочка для колбас производится за рубежом, и после резкого падения рубля она подорожала почти в два раза. Фото: Алексей Кунилов.

Практически вся оболочка для колбас производится за рубежом, и после резкого падения рубля она подорожала почти в два раза. Фото: Алексей Кунилов.

Нарезая по утрам батон отечественной колбасы, наливая в стакан российский йогурт, мы даже не догадываемся о том, что почти до половины стоимости этих продуктов складывается из затрат на приобретение за рубежом различных составляющих, без которых эти товары невозможно ни произвести, ни упаковать. А закупать их приходится за валюту. Соответственно, если резко подорожали доллар и евро, это рано или поздно скажется на стоимости той же колбасы, молочных продуктов.

Планы — под сукно…

Михаил Копытов, министр АПК и продовольствия Свердловской области:

— Эта ситуация, связанная с ростом стоимости доллара и евро, прежде всего негативно скажется на молочном животноводстве, потому что почти всё технологическое оборудование для него мы закупаем за рубежом. А перевооружение ведут многие, мы в этом году строим и реконструируем 46 ферм. Ну и второе: технику наши хозяйства, а это — большинство тракторов в картофелеводстве и в овощеводстве, кормоуборочные комбайны — тоже покупают зарубежного производства. Поэтому по нам это сильно ударит. Мы меньше купим техники, и это затормозит техническую модернизацию.

— Производители молочной продукции по упаковочным решениям, по некоторым ингредиентам, добавкам для йогуртов практически целиком сегодня зависят от импорта. Некоторые из поставщиков этой продукции уже заявили о повышении цен на неё практически в два раза. На сегодня стоимость упаковки в конечной цене молочных продуктов составляет от 10 до 20 процентов. Так что это заставит и молочные заводы пересмотреть цены, — считает председатель некоммерческой организации «Союз предприятий молочной промышленности Свердловской области» Игорь Пехотин.

Так, с января следующего года, по словам директора Талицкого молочного завода Андрея Будылдина, на восемь процентов подорожает продукция этого предприятия. Другие переработчики молока также готовятся пересмотреть свои отпускные цены или уже изменили их. Все последние годы они расширяли ассортимент выпускаемой продукции, внедряли современную упаковку, увеличивая тем самым долю импорта в производстве. Теперь это тяжким грузом ложится на себестоимость и, в конечном счёте, скажется на стоимости продукции.

Но последствия удорожания доллара и евро для молзаводов области этим не ограничатся: многие из них планировали масштабное перевооружение, вынашивали планы по освоению импортозамещающей продукции. Теперь эти планы придётся положить под сукно, потому что импортное оборудование тоже подорожало вслед за долларом и евро.

— Мы приостановили всю модернизацию. Хотя планировали с 2015 года полностью сменить оборудование, чтобы увеличить мощности предприятия в два раза, — говорит Андрей Будылдин.

Насторожило переработчиков не только долларовое ралли, но и позиция банкиров. В связи с резким повышением Центробанком ключевой ставки многие финансово-кредитные учреждения стали задирать проценты по займам или вовсе остановили кредитование.

— Россельхозбанк должен работать на пять шагов впереди других коммерческих банков, раз уж он на сто процентов государственный и уполномочен для поддержки АПК, а он фактически прекратил кредитование, — говорит Игорь Пехотин.

Оболочка для колбасы

Мясопереработчики испытывают те же трудности.

— Мы все свои проекты, в которых есть валютная составляющая, заморозили. Потому что поставки оборудования у нас идут в основном из Германии. Из-за удорожания импорта сроки его окупаемости резко выросли. Да ещё банки называют процентные ставки по кредитам в 30–35 процентов, а минимум — 20 процентов. Всё это заставляет нас притормозить свои планы, — рассказывает генеральный директор ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший вкус» Михаил Смоляков.

За евро и доллары мясокомбинаты приобретают также различные специи, оболочку для колбас. Даже часть сырья, говядина, и та в основном идёт из-за рубежа. Поэтому мясопереработчикам также придётся поднять свои цены. И это может сильно ударить по отрасли: продукцию добросовестных производителей, брезгующих фальсификацией, станут меньше брать, зато раздолье будет для тех, кто занимается прямым обманом потребителя, подменяя в колбасе дорогое сырьё дешёвыми суррогатами.

Мало кто из покупателей знает, что искусственную дымопроницаемую оболочку для полукопчёных колбас в России вообще не производят. Её закупают за границей, причём… километрами. До валютного скачка километр такой оболочки стоил 15 тысяч рублей, сейчас предлагают почти за 30 тысяч. Просто удивительно, что за все эти годы наши предприятия так и не смогли освоить выпуск этой оболочки. И теперь наши мясокомбинаты мотают километры импортной.

Цены на «Ягуар» кусаются

Вообще всё отечественное сельское хозяйство сильно зависит от импорта. Импорта, прежде всего, машин и оборудования.

— Вот мы приобрели немецкий кормозаготовительный комбайн «Ягуар». Оплатили по контракту в октябре 10 процентов от его стоимости. Остальное должны перечислить в мае. Но евро вырос, и теперь за комбайн мы должны заплатить уже не 14 миллионов рублей, а 19 миллионов, — сетует директор ОАО «Каменское» Александр Бахтерев.

Такое удорожание техники пугает аграриев. Сегодня они зависят от импортных поставок не только кормозаготовительной техники, но и большинства тракторов. В России остался практически один конкурентный производитель «стальных коней» — Петербургский тракторный завод. Но сегодня и отечественная, и белорусская техника тоже дорожает. И никто при этом пока не может сказать, сколько она будет стоить завтра.

— Пока никакой информации нет по ценам. Вчера, например, три завода-производителя вообще заморозили отгрузку техники до стабилизации ситуации с валютой, — говорит исполнительный директор ОАО «Большеистокская РТПС» Анатолий Гладков.

Уже очевидно, что подорожание импортной техники резко снизит её закупки и, как следствие, пострадает техническая оснащённость хозяйств.

Областная газета Свердловской области