Алкогольный контрафакт теснит продукцию официальных производителей

Минимальная цена бутылки водки на этот год понижена до 185 рублей. Неизвестный фотограф.

Минимальная цена бутылки водки на этот год понижена до 185 рублей. Неизвестный фотограф.

Начало года ознаменовалось двумя важными для алкогольного рынка России событиями. Во-первых, на два года заморожены акцизы, во-вторых, почти на 16 процентов (с 220 до 185 рублей) снижена официальная минимальная цена полулитровой бутылки водки. Эти шаги — реакция властей на существенное (почти на четверть) сокращение объёмов производства крепкого алкоголя в конце 2014 года.

Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз объясняет причину сокращения производства крепкого алкоголя объективными причинами. По мнению эксперта, изменение объёмов производства вызвано как раз… заморозкой акцизных сборов. Как известно, с 2012 года ставка налога увеличивалась ежегодно почти на 30 процентов, и производители работали впрок. Запасали продукцию со старым акцизом. На сей раз смысла делать запасы просто нет.

Иначе оценивает ситуацию финансовый директор ЗАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат» (одного из самых крупных производителей водки в Свердловской области) Радий Королик. По его словам, на ЕВШК объёмы производства водки сократились примерно так же, как и по всей стране. И главная причина этого — снижение спроса.

Стало дорого

Статистика говорит в пользу Радия Королика. В 2014 году продажи алкоголя в нашей области увеличились по сравнению с 2013 годом на 2,7 процента и составили 4,879 миллиона декалитров. Но этот рост произошёл в первом полугодии: с января по июнь 2014 года в регионе было продано 2,495 миллиона декалитров алкоголя. А вот с июля по декабрь продажи составили 2,383 миллиона декалитров, то есть упали почти на 5 процентов.

Официальные данные подтверждают и размышления маркетолога Уральской винно-водочной компании, согласившегося поговорить с нами только на условиях анонимности. Он отмечает, что во второй половине года продажи сократились примерно на 15 процентов, и даже предновогодний ажиотаж, хоть и оживил рынок спиртных напитков, но не поднял продажи на уровень первого полугодия.

Россияне наконец-то стали меньше пить? Нет. Просто в условиях экономических трудностей люди начинают массово переходить на более дешёвые, то есть контрафактные или самодельные напитки.

Упал, но не исчез

Представители крупных торговых сетей и оптовых компаний в один голос утверждают: в уважающих себя магазинах контрафакта уже не встретить. Это подтверждают и в Росалкогольрегулировании. За 2014 год сотрудниками этого управления проведено 1 160 проверок. Нарушений законодательства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции выявлено 789 случаев, что на 382 нарушения меньше, чем в 2013 году.

В 2013-м было арестовано и изъято из нелегального оборота 1 138 500 бутылок алкогольной продукции, а в 2014-м — только 368 658 бутылок. То есть на наших прилавках было обнаружено почти втрое меньше нелегального алкоголя. Это же показывает и общая сумма штрафов. В 2014 году нечестные игроки алкогольного рынка УрФО заплатили в казну 2,685 миллиона рублей штрафов, а вот в 2013-м эта сумма составила 11,2 миллиона. Цифры объективно подтверждают: количество нарушений снизилось.

Снизилось, но всё-таки не исчезло совсем: в небольших городках и в магазинчиках, расположенных на окраинах мегаполисов, контрафактный товар можно без проблем найти до сих пор. Этот алкоголь производится, к примеру, в Казахстане, а в Россию завозится без соблюдения установленных правил, потому и стоит дешевле. Пока лишние 30–40 рублей для людей не критичны, они предпочитают официальную продукцию. Но как только появляются серьёзные проблемы с деньгами, то предпочтение сразу начинает отдаваться «нелегалам».

Нужен жёсткий контроль

Итак, минимальная цена снижена (для пол-литровой бутылки — на 35 рублей). Поможет ли это увеличить производство законной продукции и/или снизить продажи контрафакта?

Радий Королик считает, что 185 рублей маловато, чтобы выплатить акцизы, покрыть расходы на производство и банковские кредиты и ещё дать заработать продавцу. Поэтому едва ли на прилавках появится много водки по этой цене.

Упомянутый нами маркетолог Уральской винно-водочной компании тоже считает, что шансов на то, что в магазинах будет много водки по минимальной цене, немного. Как оптовик он прекрасно знает, из каких составляющих складывается цена готовой продукции, и потому предполагает, что по минимальной цене производители могут продать водку разве что из старых запасов, если такие у них, конечно, есть.

Но если цена не упадёт — то тогда и проблема не исчезнет?

— Да, мы и сами понимаем, что дорогая продукция даёт лазейку для нелегалов, — говорит Радий Королик. — Но единственное, что можно противопоставить бутлегерам, — это жёсткий контроль со стороны надзорных органов.

Напомним, что 60 процентов акцизного сбора перечисляется в государственный бюджет, а остальные 40 остаются в местном бюджете, то есть там, где водка произведена. И даже небольшое снижение банковских процентов помогло бы региональным производителям заметно снизить цену, а как следствие — увеличить объём производства и… наполнение регионального бюджета.

Пить при этом люди будут примерно столько же, сколько и сейчас. Но контрафактного и потенциально опасного спиртного потребляться будет в разы меньше.

Кстати

Россию принято считать самой пьющей страной мира. Результаты недавних исследований показывают, что это миф: мы пьём не больше европейцев. Среднее потребление алкоголя в нашей стране составляет (в пересчёте на спирт на тех, кто старше 15 лет) 14,5 литра в год. В странах Евросоюза средняя годовая «доза» одного человека составляет ровно столько же — 14,5 литра.

Областная газета Свердловской области