Начало года ознаменовалось двумя важными для алкогольного рынка России событиями. Во-первых, на два года заморожены акцизы, во-вторых, почти на 16 процентов (с 220 до 185 рублей) снижена официальная минимальная цена полулитровой бутылки водки. Эти шаги — реакция властей на существенное (почти на четверть) сокращение объёмов производства крепкого алкоголя в конце 2014 года.
Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз объясняет причину сокращения производства крепкого алкоголя объективными причинами. По мнению эксперта, изменение объёмов производства вызвано как раз… заморозкой акцизных сборов. Как известно, с 2012 года ставка налога увеличивалась ежегодно почти на 30 процентов, и производители работали впрок. Запасали продукцию со старым акцизом. На сей раз смысла делать запасы просто нет.
Иначе оценивает ситуацию финансовый директор ЗАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат» (одного из самых крупных производителей водки в Свердловской области) Радий Королик. По его словам, на ЕВШК объёмы производства водки сократились примерно так же, как и по всей стране. И главная причина этого — снижение спроса.
Стало дорого
Статистика говорит в пользу Радия Королика. В 2014 году продажи алкоголя в нашей области увеличились по сравнению с 2013 годом на 2,7 процента и составили 4,879 миллиона декалитров. Но этот рост произошёл в первом полугодии: с января по июнь 2014 года в регионе было продано 2,495 миллиона декалитров алкоголя. А вот с июля по декабрь продажи составили 2,383 миллиона декалитров, то есть упали почти на 5 процентов.
Официальные данные подтверждают и размышления маркетолога Уральской винно-водочной компании, согласившегося поговорить с нами только на условиях анонимности. Он отмечает, что во второй половине года продажи сократились примерно на 15 процентов, и даже предновогодний ажиотаж, хоть и оживил рынок спиртных напитков, но не поднял продажи на уровень первого полугодия.
Россияне наконец-то стали меньше пить? Нет. Просто в условиях экономических трудностей люди начинают массово переходить на более дешёвые, то есть контрафактные или самодельные напитки.
Упал, но не исчез
Представители крупных торговых сетей и оптовых компаний в один голос утверждают: в уважающих себя магазинах контрафакта уже не встретить. Это подтверждают и в Росалкогольрегулировании. За 2014 год сотрудниками этого управления проведено 1 160 проверок. Нарушений законодательства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции выявлено 789 случаев, что на 382 нарушения меньше, чем в 2013 году.
В 2013-м было арестовано и изъято из нелегального оборота 1 138 500 бутылок алкогольной продукции, а в 2014-м — только 368 658 бутылок. То есть на наших прилавках было обнаружено почти втрое меньше нелегального алкоголя. Это же показывает и общая сумма штрафов. В 2014 году нечестные игроки алкогольного рынка УрФО заплатили в казну 2,685 миллиона рублей штрафов, а вот в 2013-м эта сумма составила 11,2 миллиона. Цифры объективно подтверждают: количество нарушений снизилось.
Снизилось, но всё-таки не исчезло совсем: в небольших городках и в магазинчиках, расположенных на окраинах мегаполисов, контрафактный товар можно без проблем найти до сих пор. Этот алкоголь производится, к примеру, в Казахстане, а в Россию завозится без соблюдения установленных правил, потому и стоит дешевле. Пока лишние 30–40 рублей для людей не критичны, они предпочитают официальную продукцию. Но как только появляются серьёзные проблемы с деньгами, то предпочтение сразу начинает отдаваться «нелегалам».
Нужен жёсткий контроль
Итак, минимальная цена снижена (для пол-литровой бутылки — на 35 рублей). Поможет ли это увеличить производство законной продукции и/или снизить продажи контрафакта?
Радий Королик считает, что 185 рублей маловато, чтобы выплатить акцизы, покрыть расходы на производство и банковские кредиты и ещё дать заработать продавцу. Поэтому едва ли на прилавках появится много водки по этой цене.
Упомянутый нами маркетолог Уральской винно-водочной компании тоже считает, что шансов на то, что в магазинах будет много водки по минимальной цене, немного. Как оптовик он прекрасно знает, из каких составляющих складывается цена готовой продукции, и потому предполагает, что по минимальной цене производители могут продать водку разве что из старых запасов, если такие у них, конечно, есть.
Но если цена не упадёт — то тогда и проблема не исчезнет?
— Да, мы и сами понимаем, что дорогая продукция даёт лазейку для нелегалов, — говорит Радий Королик. — Но единственное, что можно противопоставить бутлегерам, — это жёсткий контроль со стороны надзорных органов.
Напомним, что 60 процентов акцизного сбора перечисляется в государственный бюджет, а остальные 40 остаются в местном бюджете, то есть там, где водка произведена. И даже небольшое снижение банковских процентов помогло бы региональным производителям заметно снизить цену, а как следствие — увеличить объём производства и… наполнение регионального бюджета.
Пить при этом люди будут примерно столько же, сколько и сейчас. Но контрафактного и потенциально опасного спиртного потребляться будет в разы меньше.
Кстати
Россию принято считать самой пьющей страной мира. Результаты недавних исследований показывают, что это миф: мы пьём не больше европейцев. Среднее потребление алкоголя в нашей стране составляет (в пересчёте на спирт на тех, кто старше 15 лет) 14,5 литра в год. В странах Евросоюза средняя годовая «доза» одного человека составляет ровно столько же — 14,5 литра.