Имущество завода «Автомобили и моторы Урала» уйдёт с молотка

В главном корпусе предприятия собирались открыть автосалон, где желающие смогли бы приобрести российско-китайские автомобили. Неизвестный фотограф

В главном корпусе предприятия собирались открыть автосалон, где желающие смогли бы приобрести российско-китайские автомобили. Неизвестный фотограф

В сегодняшнем номере (на странице IV) «ОГ» публикует информацию о проведении торгов по продаже расположенного в Новоуральске имущественного комплекса ЗАО «АМУР». На аукцион выставлены станки, оборудование, производственные здания.

Из истории завода

  • 1967 год – завод основан как одно из подразделений по выпуску автокомплектующих ЗИЛа.
  • 1977 год – начат самостоятельный выпуск грузовиков повышенной проходимости «ЗИЛ-157».
  • 1987 год – освоено производство автомобилей «ЗИЛ-131».
  • 1992 год – начато производство снегопогрузчиков и специальной техники.
  • 1992 год – приватизация предприятия, создание ЗАО «Уральский автомоторный завод».
  • 2002 год – завод объявлен банкротом.
  • 2003 год – собственником предприятия становится холдинг «Северная Казна-Пром».
  • 2004 год – предприятие реорганизовано в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), заключён контракт о сборке грузовых автомобилей с индийской компанией «Tata Motors».
  • 2007 год – создание совместного производства с китайскими компаниями «Geely Automobile» и «Great Wall Motors».
  • 2009 год – возбуждено производство по делу о банкротстве.
  • 2010 год – предприятие признано банкротом.
  • 2012 год – рабочие АМУРа объявили голодовку, требуя погасить задолженность по заработной плате

Торги проводятся по решению Арбитражного суда Свердловской области в форме открытого аукциона. Они намечены на 10 апреля, приём заявок на участие завершится 7 апреля.

В случае, если торги признают несостоявшимися, будет объявлен повторный аукцион со снижением начальной стоимости имущества на десять процентов. При этом активы единственного на Среднем Урале автомобилестроительного предприятия поделены на лоты – это сварочные машины, гидравлические прессы, токарные станки и прочее оборудование, а также машины и здания. В информационном сообщении речь идёт о 404 лотах. Отметим, что ранее имущество АМУРа хотели продать единым комплексом, не дробя на части, однако сделать это не удалось.

Завод в целом оценён в 1,2 миллиарда рублей, в то время как его задолженность перед кредиторами составляет почти четыре миллиарда рублей. В числе кредиторов – ИФНС России по Новоуральску, банки, подрядчики, предприятия коммунального комплекса.

Продукция завода вызывала неподдельный интерес посетителей выставки вооружения в Нижнем Тагиле. Фото: Станислав Савин

Так печально заканчивается история весьма успешного когда-то предприятия. Напомним, вначале оно называлось Уральским автомоторным заводом и являлось дочерней структурой Завода имени Лихачёва. Здесь производили несколько моделей грузовых автомобилей под маркой «ЗИЛ», а также автокомпоненты для московского завода. К концу 80-х годов производственные мощности позволяли собирать до 20 тысяч грузовиков в год. Но в условиях рыночной экономики дела пошли под откос: в 2002 году завод обанкротился. Спустя год его имущество приобрела структура екатеринбургского банка «Северная казна» – ЗАО «СК-Пром». В тот период завод получил название «Автомобили и моторы Урала», а основной продукцией стали автомобили марки «АМУР» и специальная техника для коммунального хозяйства, нефтегазовой промышленности и МЧС.

Осенью 2009 года в цехах АМУРа ещё кипела работа. Фото: Станислав Савин

В течение ряда лет на производственной площадке планировалось реализовать несколько перспективных, на первый взгляд, проектов. Среди из них – сборка грузовиков индийской компании «Тата Motors». В 2004 году был подписан соответствующий контракт и даже организован процесс производства в Новоуральске некоторых комплектующих. Велись переговоры о сборке на АМУРе грузовиков различных типов с несколькими китайскими производителями.

Летом 2010 года АМУР вновь стал банкротом, на предприятии было введено внешнее управление. Руководство завода и региональные власти пытались найти инвестора, который смог бы возродить в Новоуральске машиностроительное производство. В частности, в разное время велись переговоры с автопроизводителями Франции и Польши, с корпорацией «Уралвагонзавод» и производственным объединением «Елабужский автомобильный завод». Надежды на возрождение появлялись, но быстро таяли.

Безусловно, проблема не только в том, что предприятие находится на территории закрытого города, в который не так просто попасть иностранцам. Не надо снимать со счетов и то, что некоторое оборудование давно морально устарело, а другое пришло в негодность за годы простоя.

– Решение продавать оставшиеся активы АМУРа по кусочкам разобьёт весь комплекс. Мне трудно прогнозировать, что в результате может сформироваться на месте завода, в лучшем случае – какой-нибудь технопарк, где кто-то начнёт выпускать стройматериалы или мебель. Но ожидать, что удастся восстановить автомобилестроительное предприятие, теперь уже не приходится, – заявил корреспонденту «ОГ» директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области, первый заместитель председателя Свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Бухмастов.

По его мнению, наладить совместное производство автомобилей с иностранными партнёрами не удалось отчасти оттого, что Новоуральск – закрытое территориальное образование, а также потому, что в целом инвестиционный климат на Урале не самый лучший, если сравнивать, например, с Татарстаном, Санкт-Петербургом, Ленинградской и Тверской областями, где инвесторам предоставляются большие налоговые льготы и другие преференции.

Что касается отечественных инвесторов, то они и не стремились попасть в Ново­уральск.

На вопрос, есть ли у российского автомобилестроения шансы на развитие, Андрей Бухмастов ответил:

– Производство грузовых автомобилей у нас пока сохраняется на таких предприятиях, как «Урал», Горьковский автозавод, КамАЗ. Что касается легковых машин, даже Автоваз уже далеко не отечественный. Я не вижу в этом трагедии. Если европейское и азиатское автомобилестроение на две головы выше, есть ли смысл играть в догонялки? Нужно запускать к нам зарубежных производителей, но при этом активно развивать на территории страны производство комплектующих, чтобы локализация была не только на бумаге.

Областная газета Свердловской области