«Такой тяжёлой весны не припомню»

В этом году на Среднем Урале постараются сохранить прошлогодний уровень площадей, занятых картофелем. Фото: Алексей Кунилов.

В этом году на Среднем Урале постараются сохранить прошлогодний уровень площадей, занятых картофелем. Фото: Алексей Кунилов.

До начала весенних полевых работ остался месяц. Министр АПК и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов в эксклюзивном интервью «ОГ» рассказывает о проблемах, с которыми столкнулись аграрии в ходе подготовки к предстоящему севу.

– Михаил Николаевич, как решается проблема финансирования посевной? В этом году всё усложнилось проволочками банков по кредитованию сельхозпредприятий. Что в итоге получат аграрии?

– Чтобы провести посевную, нам надо 2,6–2,7 миллиарда рублей. Миллиард рублей, как мы считаем, хозяйства направят на сев из своих оборотных средств. Так что без заёмных денег нам не обойтись. А банки работают с нами очень плохо. Сбербанк на сегодня дал один кредит на 45 миллионов, и то молзаводу, Россельхозбанк где-то 110–115 миллионов рублей предоставил. Хотя в Москву наш региональный филиал Россельхозбанка отправил заявок примерно на 250 миллионов рублей, а всего заявок по этому филиалу – на 470 миллионов. Если такими темпами будут приниматься решения о выделении кредитов, деньги наши хозяйства к уборке не получат.

Обычно хозяйства осенью закупали часть семян и удобрений, а в прошлом году – помните, какая была тяжёлая уборка – мы всю «оборотку» истратили на то, чтобы убрать урожай. И денег на удобрения и семена в том году просто ни у кого не осталось. А тут ещё и правила игры на рынке кредитования поменялись. Нам только в двадцатых числах января дали информацию, под какой процент будут выдавать кредиты на посевную. На то время мы уже два месяца, декабрь-январь, практически потеряли. Плюс позиция банков стала другой, более осторожной. Например, оценки стоимости залога под обеспечение кредита, по сравнению с прошлым годом, занижаются сейчас в два раза. Если в прошлом году, к примеру, какой-то трактор они оценивали в миллион рублей, то в этом году берут его в качестве залога только за 500 тысяч. Для аграриев это проблема. Многим просто не хватает залоговой базы, а землю банки не берут. Вдобавок некоторые подняли кредитные ставки по старым займам на три процента, то есть они и тут ещё нас наказали. Ситуация для многих была патовая.

– Но ведь аграрии получили кредиты через молзаводы?

– Да, в ситуацию вмешались губернатор, председатель правительства, приняли решение: раз так долго идёт оформление кредитов, давайте прокредитуем хозяйства через молзаводы. Всё-таки их меньше, экономика их стабильнее. И сегодня примерно 425 миллионов рублей банки молзаводам уже выдали. Те эти деньги сразу раздали хозяйствам, плюс ещё 130 миллионов рублей добавили из своих оборотных средств. Около 300 миллионов рублей сельхозпредприятия сами смогли получить в различных банках, например, в Уралтрансбанке, в СКБ-банке. И сейчас примерно 855 миллионов рублей привлечённых денежных ресурсов на селе для проведения посевной уже есть. Мы надеемся, что к началу сева дотянем эту сумму до одного миллиарда рублей. Но это ещё не всё…

Мы попытались в этом году опережающими темпами дать сельскому хозяйству поддержку из областного и федерального бюджетов. Договорились с федеральными ведомствами, чтобы они дали денег вперёд. Сегодня примерно 700 миллионов рублей государственной поддержки наши хозяйства уже получили. Это, как минимум, на 250 миллионов рублей больше, чем в прошлом году. И сейчас у нас есть договорённость с нашим минфином, что в апреле сельхозорганизации ещё получат часть средств из гос­поддержки. Таким образом мы надеемся выйти на миллиард рублей поддержки из бюджета. Такой суммы на посевную не выделяли никогда, обычно было 600–650 миллионов рублей, не больше. То есть мы пытаемся насытить хозяйства ещё и бюджетными деньгами.

– Получается, что в итоге проблема финансирования посевной будет решена?

– Она решена для тех, кто занимается молочным животноводством. Эти хозяйства в той или иной мере деньгами будут насыщены, через те же молзаводы. Но переработчики молока не дают деньги тем, кто выращивает овощи и зерно. Вот у этих хозяйств проблема финансирования посевной пока ещё не снята. Документы на кредиты у них сданы, но денег они ещё не получали. Ладно, горюче-смазочные материалы они могут приобрести и в конце апреля. А минеральные удобрения так скоро не получишь, надо уже сегодня оплатить, и ещё месяц, а может, полтора, ждать поставок. Времени на это уже нет. А без удобрений урожая мы не получим. У нас, самое лучшее в этом случае, можно собрать по 12 центнеров зерна с гектара, таков бонитет почв. Мы в прошлом году получили 22 центнера. Вот что такое удобрения. Пока примерно 55 процентов от необходимого их количества мы имеем. А в прошлом году на это время было 70 процентов.

– Нынешняя посевная обойдётся дороже?

– Давайте считать: топливо подорожало, по сравнению с тем же периодом прошлого года, на 15 процентов, удобрения – от 20 до 25 процентов, запчасти, средства защиты растений нынче тоже стоят дороже. Процентов на 20–25, как минимум, посевная будет дороже, чем в прошлом.

Не будем забывать, что у нас с прошлого года ещё много зяби не вспахано. Это – дополнительная почвообработка. Да плюс ещё поля, которые мы убирали по снегу, там стерня мне до колена! Мы же верхушки тогда срезали. Как сейчас туда заходить? Сжигать такую стерню нельзя, а скашивать – это дополнительные траты и времени, и денег. А нам надо уложиться с севом зерновых в 20–25 дней. Не выдержим эти сроки – и можем положить семена не в сырую почву, а в сухую, и не получим урожая. Я, например, такой тяжёлой весны не припомню. Но селяне оптимизма не теряют, поэтому сделают всё возможное для проведения посевной на высоком уровне и в оптимальные агротехнические сроки.

Областная газета Свердловской области