После возбуждения уголовного дела директор предприятия выразил готовность закрыть долги по зарплате

Работники ЗАО «Энергомаш (Сысерть) — Уралгидромаш» на совещании у сысертского межрайонного прокурора Михаила Чертовича услышали конкретные даты погашения долгов: гендиректор Игорь Птицын заявил о том, что до 30 апреля будут закрыты долги по зарплате за декабрь и январь, а в мае — за февраль-март. Произошло это буквально на следующий день после того, как правоохранительные органы заявили о возбуждении уголовного дела по статье «Полная невыплата заработной платы в течение двух и более месяцев».

ЗАО «Энергомаш (Сысерть) — Уралгидромаш» представлено на промышленном рынке как разработчик и изготовитель широкого перечня продукции, в основном — электрических и гидравлических машин. Это различные типы промышленных насосов, гидротурбины, электродвигатели и генераторы.

Завод включён в список системообразующих предприятий региона, но при этом является одним из наиболее проблемных. Долг по зарплате сотрудникам здесь к началу апреля составил ни много ни мало 68 миллионов рублей. И это только по зарплате. Ещё у предприятия, как отметил директор компании Игорь Птицын, имеется колоссальная кредитная задолженность — свыше полутора миллиардов.

Заявления руководства предприятия о возможном переходе на сокращённую рабочую неделю, прозвучавшие некоторое время назад, подтолкнули часть персонала к решительным шагам. Около 30 сотрудников подписали коллективное заявление в прокуратуру Свердловской области. Один из сотрудников пожаловался в Генпрокуратуру и в администрацию Президента РФ.

— В органы прокуратуры поступило коллективное заявление от работников предприятия, — отметил сысертский межрайонный прокурор Михаил Чертович. — Была проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения трудового законодательства. Уголовное дело по результатам проверки возбудил Сысертский межрайонный следственный отдел.

По словам Николая Шибанова, рабочего-активиста, ситуация могла бы затянуться ещё дальше, а переход на сокращённую неделю позволил бы просто сократить размеры причитающихся выплат. По-этому в марте работники решили прекратить выход на работу.

— Нас, рабочих, по большому счёту мало должно интересовать, почему мы сидим без денег, — говорит Николай. — С нами пытались работать, уговаривали вернуться на рабочие места, не срывать графики, но мы решили не верить словам, а получить от руководства письменные обязательства.

Действия трудового коллектива имели определённый эффект — руководство начало частично гасить долги.

У директора предприятия — свои аргументы. Среди заказчиков ЗАО — такие серьёзные структуры как Росэнергоатом и РусГидро. Договоры с ними предприятие вынуждено заключать на их условиях, а это либо аванс в размере всего лишь 20–30 процентов, либо отсутствие аванса вообще. В результате при наличии заказов на общую сумму 800 миллионов предприятию приходится искать кредиты на оборот. А банк-кредитор запрещает при этом использовать заёмные средства на выплату зарплаты. По словам Игоря Птицына, ему постоянно приходится делать нелёгкий выбор: отдать заработанное людям — значит остановить работу за отсутствием материалов, срывая в итоге заказы.

— Мы готовы по-человечески понять директора, — говорят рабочие. — И мы не говорим, будто руководство ничего не делает. Но нам нужны деньги, которые мы заработали. У многих из нас кредиты, нужно кормить детей, платить за жильё.

Николай Шибанов, например, последние полгода жил фактически за счёт пенсии жены. За её счёт приходилось и платежи по ипотеке вносить — а это порядка 10 тысяч в месяц.

— Если ты из-за невыплаты зарплаты начинаешь задерживать платежи в банк или коммунальные платежи, тебе накручивают огромные пени, — говорит Николай. — Но если задерживают зарплату, компенсация, которую мы в итоге получаем, просто смешна. Но мы и этого не требуем — пусть нам просто вернут, что должны.

Возможно, будь на заводе профсоюзная организация, о правах персонала позаботились бы раньше. Но профсоюза на заводе нет.

— На сысертском заводе когда-то была первичная организация, которая входила в областные структуры, — рассказал «ОГ » председатель Свердловской областной организации профсоюза машиностроителей РФ Юрий Большедворов. — Однако несколько лет назад она самораспустилась. Говорят, не без участия тогдашнего руководства. В результате трудовой коллектив теперь защищает свои права как умеет.

Тем не менее вмешательство прокуратуры привело к результатам: гендиректор в присутствии межрайонного прокурора заявил о том, что до 30 апреля будут закрыты долги по зарплате за декабрь и январь, а в мае — за февраль-март.

Областная газета Свердловской области