Салка не для пассажиров

Чтобы превратить Салку в пассажирский аэропорт, здесь необходимо смонтировать специальную подсветку  взлётно-посадочной полосы, построить рулёжные дорожки и здание аэровокзала. Неизвестный фотограф

Чтобы превратить Салку в пассажирский аэропорт, здесь необходимо смонтировать специальную подсветку взлётно-посадочной полосы, построить рулёжные дорожки и здание аэровокзала. Неизвестный фотограф

В Нижнем Тагиле не могут найти деньги на строительство гражданского аэропорта. А надо ли?

Как сообщил исполнительный директор Уралвагонзавода (УВЗ), депутат Законодательного собрания области Владимир Рощупкин, проект превращения Салки, расположенной в семи километрах от Нижнего Тагила, в современный аэропорт для гражданской авиации разработан около трёх лет назад, но сегодня дело встало из-за сложностей с привлечением инвестиций. Цена вопроса оказалась внушительной — около 3,5 миллиарда рублей.

Справка «ОГ»

С 1951 по 2005 год Салка была военным аэродромом. Затем Министерство обороны России передало её в собственность Нижнетагильского института испытания металлов, который стал использовать этот объект для экспериментальных авиаполётов. По техническим характеристикам аэродром способен принимать днём такие тяжёлые самолёты, как военно-транспортный Ил-76 и пассажирский Ту-204. Во время проходящей на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле Международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов Салку нередко используют для приёма вертолётов с официальными делегациями.

Реконструкция идёт, но медленно

Нижнетагильский институт испытания металлов (НТИИМ) уже сейчас по мере возможности ведёт реконструкцию этого аэродрома. В частности, в нынешнем году завершается возведение там современного командного комплекса.

— На сегодняшний день у нас есть лицензия, дающая право до 2019 года использовать Салку как аэродром для экспериментальной авиации. На взлётно-посадочной полосе мы недавно поменяли около ста бетонных плит, поэтому она уже сейчас достаточно ровная для того, чтобы принимать большие пассажирские самолёты, — пояснил исполняющий обязанности гендиректора НТИИМа Николай Смирнов.

Основная проблема Салки — отсутствие современных систем освещения. Сегодня этот аэродром может принимать самолёты только днём и при хорошей видимости.

— В строительстве пассажирского аэропорта в Нижнем Тагиле, конечно, не заинтересованы другие аэропорты, действующие в Уральском федеральном округе, поскольку Салка заберёт на себя значительную часть авиарейсов по перевозке пассажиров с севера Среднего Урала и тем самым значительно обострит конкуренцию на рынке авиаперевозок. Но для жителей северных районов Свердловской области это было бы очень удобно, поэтому руководство УВЗ не намерено отказываться от идеи реализации такого проекта, — сказал Владимир Рощупкин.

Но так ли уж привлекательна эта идея? Как уже рассказывала «ОГ» (в номере за 21 ноября 2014 года), на Среднем Урале пассажирские авиарейсы между разными муниципалитетами прекращены. Экономическая целесообразность таких перевозок вызывает большие вопросы. К тому же, как сообщили «ОГ» в областном минтрансе, в муниципалитетах закрылись посадочные площадки, находившиеся в федеральной собственности.

Жители Нижнего Тагила, быть может, с удовольствием летали бы из Салки не только в другие города области, но и в разные города России. Но в областном минтрансе нам ответили, что на сегодняшний день акцент лучше делать на международный аэропорт Кольцово, который за последние годы стал одним из наиболее динамично развивающихся предприятий Среднего Урала и одним из ведущих аэропортов страны.

Неизвестный фотограф

Подарок к юбилею?

У сторонников аэропорта в Салке есть и другие аргументы. Недалеко от Нижнего Тагила (в окрестностях Верхней Салды) создаётся особая экономическая зона «Титановая долина». Повышению инвестиционной привлекательности этого проекта, наверное, помогло бы создание в Салке полноценного аэропорта. Ведь тогда решился бы вопрос с доставкой самолётами не только пассажиров, но и различных грузов для промышленных предприятий, строящихся в особой экономической зоне.

— Благодаря этому транспортная доступность «Титановой долины» значительно бы возросла, — прокомментировал «ОГ» гендиректор открытого акционерного общества «ОЭЗ «Титановая долина» Артемий Кызласов.

Тема превращения Салки в современный аэропорт активно обсуждалась и в ходе недавнего совещания, посвящённого подготовке к празднованию 300-летия Нижнего Тагила. С точки зрения главы Нижнего Тагила Сергея Носова, появление собственного аэропорта могло бы дать хороший толчок развитию экономики города и стало бы отличным подарком горожанам к юбилею.

Но… Остаётся открытым вопрос: кто станет главным «локомотивом» создания нового аэропорта, кто выделит 3,5 миллиарда рублей? Для областной казны и городского бюджета Нижнего Тагила такие расходы вряд ли посильны. То же самое можно сказать про Нижнетагильский институт испытания металлов и ОЭЗ «Титановая долина». Остаётся Уралвагонзавод, чьё руководство лоббирует этот проект. Но в сегодняшних непростых экономических условиях он тоже вряд ли решится рискнуть столь крупной суммой.

Областная газета Свердловской области