Взрывной прорыв уральских горняков

Фото: Александр Зайцев

Фото: Александр Зайцев

В понедельник, 10 августа, на Качканарском горно-обогатительном комбинате добыли двухмиллиардную тонну железной руды. Предприятие стало первым в горнорудной отрасли России, где вышли на столь высокий уровень добычи.

Освобождение руды

Юбилейная тонна руды была отбита массовым технологическим взрывом, произведённым в минувший понедельник, 10 августа, на Северном карьере Гусевогорского месторождения титаномагнетитовых руд предприятия. В честь этого знаменательного события на смотровой площадке карьера состоялся короткий митинг. На него были приглашены ветераны, в том числе бывший бригадир Виктор Перепелица, чья бригада заняла первое место в соревновании по добыче первой миллиардной тонны руды. Было это в 1993 году, юбилейном для предприятия, пуск которого состоялся в сентябре 1963 года. А право инициировать «двухмиллиардный» взрыв было доверено бывшему машинисту экскаватора Виктору Щипихину, отработавшему на Качканарском ГОКЕ свыше 43 лет. В далёком теперь уже 1970 году его бригада принимала участие в добыче 100-миллионной тонны руды. Он один из тех, кто начинал строить предприятие.

Юбилейную тонну руды «добыл» ветеран комбината Виктор Щипихин. Фото: Александр Зайцев

— Я тут с самого основания ГОКа. Здесь была тайга, когда мы приехали. На месте этого карьера стояли вековые сосны, — вспоминает он.

И вот раздаётся сирена, работы в карьере давно прекращены. Предвещая грохот взрыва, слегка вздрагивает земля, и на уступах карьера двумя полосами повисает облако выброшенной пыли. Невольно подумалось, что ожидал чего-то более масштабного.

— Такие взрывы — довольно ответственная, но в то же время стандартная для нас работа, потому что так освобождается руда, которая будет потом добыта, — говорит генеральный директор ООО «АВТ-Урал» Сергей Мальберг.

Предприятие занимается буровзрывными работами на открытых горных разработках. Работа для горняков рутинная, в неделю на разных карьерах комбината производят до двух таких взрывов. В этот раз для проведения двух массовых технологических взрывов на разных горизонтах карьера было пробурено 212 скважин глубиной каждая свыше 15 метров, заложено в общей сложности 185 тонн эмульсионного взрывчатого вещества. Общий объём горной породы, отбитой в результате взрывания, должен составить 90,8 тысячи кубометров. Среди них и будет та самая — юбилейная — тонна.

БелАЗЫ помогли

— Если на добычу первого миллиарда руды мы потратили 30 лет, то второй миллиард выдали за 22 года. Это стало возможным благодаря тому, что комбинат был построен надёжно, добротно, с большим запасом прочности. Благодаря тому, что на нём неустанно модернизируется техника, приобретается новое оборудование и коллектив постоянно работает над повышением эффективности производства, — сказал главный инженер ЕВРАЗ КГОКа Анатолий Ляпунов.

Комбинированная схема перевозки руды на Западном карьере позволила увеличить объёмы добычи руды на 15–20 процентов. Фото: Александр Зайцев.

Обновление, которое происходит в последние годы на предприятии, нам продемонстрировали на другом карьере комбината — Западном. Здесь внедрили передовую технологию, по которой отработка нижних горизонтов карьера ведётся на автотранспорт. То есть с глубины 200–300 метров добытая руда сразу грузится в огромные самосвалы. Те отвозят её на рудные склады, которые расположены на средних горизонтах карьера. И уже оттуда экскаваторы грузят руду в думпкары, вереницы которых локомотивы вытаскивают наверх, отправляя на переработку. Такая комбинированная автомобильно-железнодорожная схема добычи и перевозки руды на Западном карьере существует уже два года. В 2015 году на неё полностью перейдёт Северный карьер — для реализации этого проекта компания инвестировала в закупку новой техники около двух миллиардов рублей, на которые были приобретено десять автосамосвалов БелАЗ грузоподъёмностью 130 тонн, а также мощные бульдозеры и автогрейдеры.

Современная карьерная техника имеет немалые размеры. Одно колесо БелАЗА — выше трёх метров. А очутившись в кабине карьерного гусеничного экскаватора производства Уралмашзавода, можешь наблюдать сверху, как происходит загрузка этого гигантского самосвала. Кстати, ковш экскаватора под стать его циклопическим размерам и вмещает 12,5 кубических метра руды. Тем не менее вся эта махина легко, словно играючи, за считанные минуты загружает кузов стотридцатитонного БелАЗА.

— В целом машина мне нравится, управляется двумя джойстиками, всё компьютеризировано. Например, сейчас на мониторе я вижу, какой объём горной массы я гружу в самосвал, — рассказывает машинист экскаватора Марат Хазимуллин.

Новая организация работ, вкупе с производительной техникой, и позволили увеличить добычу железорудного сырья. В 2014 году на ЕВРАЗ КГОКе было добыто более 58 миллионов тонн железной руды. При этом в 2010 году добыча составляла 50 миллионов тонн.

— Увеличение добычи руды позволило также не привлекать капитальные затраты на разработку нового месторождения — Собственно-Качканарского, — говорит заместитель главного инженера ЕВРАЗ КГОКа Владимир Мартынов.

Но освоение Собственно-Качканарского — не за горами. Старые карьеры истощаются. По этой причине где-то в середине тридцатых годов, по словам Владимира Мартынова, придётся закрыть Западный карьер. Затем на очереди будут Северный и Главный. Так что следующий миллиард тонн руды, возможно, будет добыт в карьере уже нового месторождения, которое и обеспечит дальнейшее существование предприятия и города Качканара.

Областная газета Свердловской области