Alibaba и миллионы холостяков

За прошедшие полвека Китай перестал быть отсталой  страной  и  превратился во влиятельную, процветающую державу. Фото: Екатерина Градобоева

За прошедшие полвека Китай перестал быть отсталой страной и превратился во влиятельную, процветающую державу. Фото: Екатерина Градобоева

  • Опубликовано в №207 от 11.11.2015

Сегодня, 11 ноября (один-один, один-один) в Китае отмечается День холостяка. Вполне вероятно, что через пару лет этот день будут отмечать по всему миру — по экономической причине. Во всяком случае, этим обстоятельством уже воспользовалась одна из крупнейших в мире компаний интернет-коммерции Alibaba Group.

Больше не мировая фабрика

В начале ноября по любезному приглашению генерального консула КНР в Екатеринбурге Тяня Юнсяна группа екатеринбургских журналистов, в том числе представители «Областной газеты», посетила Китай, чтобы своими глазами увидеть, чем сегодня живёт эта страна-гигант, и рассказать об этом читателям. Серия статей о Поднебесной будет опубликована под рубрикой «Китайский путь».

Китай сегодня меняется настолько стремительно, что даже эксперты не успевают фиксировать важнейшие тенденции. Одна из них — удорожание рабочей силы. Казалось бы, исчезает главное преимущество роста китайской экономики: инвесторы попросту переводят ряд производств в соседние Вьетнам, Индонезию и другие страны Юго-Восточной Азии. Но руководство Китая не препятствует этому процессу, а напротив, ускоряет его. Так, на XVIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая (КПК), прошедшем три года назад, поставлена задача «полного построения среднезажиточного общества» к 2021 году (году столетия КПК).

По замыслу китайских коммунистов, дальнейший рост стоимости рабочей силы в стране должен придать «ускорение социалистической модернизации», что означает развитие высокотехнологичных производств, в том числе и в сфере Интернета.

Холостым выстрелом в цель

До назначения в Alibaba Group Джеймс Уилкинсон работал на американской дипломатической службе, в том числе в России. Фото: Павел Кобер

Принимая нас в штаб-квартире Alibaba Group в китайском городе Ханчжоу, вице-президент по международным вопросам этой интернет-компании гражданин США Джеймс Уилкинсон предупредил, что у него очень мало времени: все его сотрудники готовятся ко Дню холостяка. Поначалу подумалось, что это некий корпоративный праздник. Но реальные масштабы мероприятия оказались совсем другие.

— В прошлом году за одни сутки в День холостяка мы продали около 270 миллионов пакетов с товарами. Я думаю, что в этом году эта цифра будет выше, — отметил Джеймс Уилкинсон.

Этот относительно молодой праздник начал отмечаться китайскими студентами примерно двадцать лет назад. Китайцы серьёзно относятся к магии цифр, поэтому день с сочетанием четырёх единиц считается одним из самых благоприятных в году для заведения новых знакомств и завязывания отношений.

Alibaba была создана в Ханчжоу, её штаб-квартира остаётся в этом городе, хотя компания давно стала глобальным игроком. Фото: Павел Кобер

Для коммерсантов День холостяка стал лишним поводом напомнить потребителям о приобретении подарков. Но только Alibaba Group подошла к этому процессу со всей основательностью, распространив грандиозные распродажи в этот день и на интернет-торговлю. В итоге на День холостяка в Китае приходится мировой рекорд по объёмам интернет-продаж.

Доставить за три часа

Alibaba была основана китайцем Джеком Ма и 17 компаньонами в 1999 году. Сегодня в структуру этой группы входит и собственная электронная платёжная система, и интернет-аукцион, и даже китайская кинокомпания. Но главные активы группы — это торговая интернет-площадка для организаций Alibaba.com (сейчас на этой платформе уже 90 миллионов пользователей со всего мира) и популярнейший в России AliExpress.com — интернет-магазин, продающий товары в розницу и мелким оптом.

— В развитии AliExpress мы уделяем большое внимание вашей стране, — сказал Джеймс Уилкинсон, — ведь наш сервис занимает уже более 60 процентов всего рынка электронной коммерции в России. Вообще страны СНГ вместе с Россией являются для нас самым большим зарубежным рынком за пределами Китая. На втором месте — США.

Вице-президент Alibaba Group подчеркнул, что сегодня самой важной проблемой в развитии интернет-торговли в России остаются вопросы логистики, но они постепенно решаются. В сотрудничестве с Почтой России компании удалось сократить сроки доставки товаров из Китая в нашу страну по индивидуальным заказам в среднем с трёх месяцев до 30 дней.

— Большинство наших покупателей — это женщины. Обычно они покупают одежду на наших платформах. Моя мечта — чтобы русская женщина, сделав онлайн-заказ одежды на нашей платформе, получила бы эту одежду уже через три часа, — поделился Джеймс Уилкинсон.

Сегодня это кажется утопией, но уже сейчас в 15 городах Китая покупатели могут получить товар в день заказа. И число таких городов расширяется.

Для ускорения доставки в Китае Alibaba создала сеть небольших точек, например, это маленькие магазины у дома. Здесь покупатель может забрать доставленный товар, придя с работы.

Из китайской глубинки — для всего мира

А теперь самый главный вопрос: чем деятельность подобных высокотехнологичных компаний может содействовать не только обогащению их акционеров, но и социально-экономическому развитию целой страны? Без всякого преувеличения в Китае Alibaba Group обеспечила работой миллионы граждан. Это не только и даже не столько сотрудники самой компании, занимающиеся обработкой и доставкой заказов. Многие китайские крестьяне из отдалённых населённых пунктов, не имея даже персонального компьютера, с помощью лишь мобильного телефона смогли открыть на платформе Alibaba собственный интернет-магазин и начать продавать для всего мира свои товары — от сувениров до чая.

— Развивая российское направление, мы также хотим вовлечь ваш малый бизнес в мировую торговлю, чтобы как можно больше российских товаров, произведённых в отдалённых уголках страны, заказывалось китайцами, — рассказал Джеймс Уилкинсон.

Областная газета Свердловской области