«Стратегия ШОС предусматривает развитие электронной коммерции»

До начала 1990-х сеть Интернет находилась под полным контролем американских госорганов. В 1992 году её коммерциализация получила одобрение от Конгресса США, с этого момента электронная коммерция вступила в новую фазу своего развития Фото: Александр Зайцев

До начала 1990-х сеть Интернет находилась под полным контролем американских госорганов. В 1992 году её коммерциализация получила одобрение от Конгресса США, с этого момента электронная коммерция вступила в новую фазу своего развития Фото: Александр Зайцев

  • Опубликовано в №035 от 01.03.2016 

Создание в крупных городах стран Шанхайской организации сотрудничества трансграничных центров электронной коммерции будет способствовать в том числе и активному проникновению на китайский рынок товаров из России, сообщил в интервью «ОГ» генеральный консул КНР в Екатеринбурге Тянь Юнсян.

Опыт Поднебесной

— Господин Тянь Юнсян, в последнее время китайские и российские представители власти и бизнеса стали активно обсуждать идею создания совместных центров трансграничной электронной коммерции. Каковы перспективы организации такого центра в Свердловской области?

— Трансграничная электронная коммерция в последнее время стала очень востребованной и является важной тенденцией в развитии торговли во всём мире. Интернет-технологии сближают производителей и потребителей разных стран, ускоряют процесс доставки товаров и оказания услуг.

Эта сфера стала и предметом взаимодействия стран Шанхайской организации сотрудничества. Так, в рамках стратегии ШОС предусматривается развитие электронной коммерции между государствами — участниками этой организации, в том числе между Китаем и Россией.

На территории нашего консульского округа (это Уральский и Сибирский федеральные округа) ряд китайских компаний рассматривают и планируют деятельность в этом направлении. Например, недавно Красноярск и Екатеринбург посещала делегация китайского города Шихэцзы (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. — Прим. ред.). В процессе разговора с главой администрации Екатеринбурга господином Якобом высказывалось намерение создать на Среднем Урале центр трансграничной электронной коммерции (помимо аналогичного центра, предложенного администрацией и предпринимателями Харбина. — Прим. ред.). Насколько мне известно, руководство Екатеринбурга отнеслось к этой идее позитивно.

У китайской стороны есть свой опыт создания подобных центров в Китае. Этот опыт можно использовать в Екатеринбурге и других российских городах на територии нашего консульского округа. Пока есть только намерения, но со стороны нашего генерального консульства мы их поддерживаем — для расширения торговли, которая сегодня из-за мирового кризиса переживает спад.

В нашей стране центров электронной коммерции создано уже очень много. Самые крупные из них — в Шанхае. Они играют большую роль, содействуя расширению торговых связей.

По мнению Тяня Юнсяна, производители из Свердловской области могут занять достойное место на китайском рынке. Фото: Александр Исаков

— Функционирование таких центров напрямую зависит от оперативной работы почтовой службы. Сегодня скорость доставки Почтой России товаров из Китая в Россию и в обратном направлении по интернет-заказам составляет примерно месяц…

— Ускорение процесса доставки товаров почтой — это общемировая тенденция, которая обязательно затронет и Россию. В разных местах своя специфика. У нас в Китае крупные компании, например, Alibaba (о работе этой компании «ОГ» писала в номере за 11 ноября 2015 г. — Прим. ред.) доставляют товары потребителям прямо со своего склада, находящегося в городе, где сделан заказ. Но проблем тоже хватает: иной раз доставляют некачественный товар или с характеристиками, не соответствующими заказу (например, не тот размер одежды).

Улица с двусторонним движением

— Как именно предполагается развивать электронную коммерцию между странами Шанхайской организации сотрудничества?

— В первую очередь речь идёт о создании более благоприятных условий в торговле товарами, в поиске партнёров.

— Планируется ли создание единой электронной торговой площадки стран ШОС?

— Я думаю, что это должно быть обязательно. Но нужны и центры трансграничной электронной торговли в крупнейших городах наших стран, где разместятся товарные склады, оборудование для обработки заказов.

Российские бизнесмены могут создавать и свои такие центры в Китае. Это должно быть предусмотрено в рамках ШОС.

Кстати

В апреле 2014 года китайский город Харбин утверждён в качестве «Национального центра трансграничной электронной коммерции». Здесь предусмотрено строительство головного офиса электронной коммерции, «Китайского областного центра» и других инфраструктурных объектов. В Екатеринбурге в рамках международной выставки «Иннопром-2015» в присутствии губернатора Евгения Куйвашева и мэра Харбина Сун Сибиня было подписано соглашение о создании центра трансграничной электронной коммерции в уральской столице. Одной из возможных площадок размещения этого центра рассматривается терминал «Чкаловский», расположенный неподалёку от аэропорта Кольцово. Предполагается, что после открытия центра время доставки из Китая товаров, заказанных по Интернету, сократится до трёх-пяти дней.

— Тем не менее многие российские производители опасаются, что это будет улица с односторонним движением, что китайские товары ещё более активно будут проникать на наш рынок. В этих условиях может ухудшиться положение российского малого и среднего бизнеса.

— Я так не думаю. Увеличение продаж тех или иных товаров зависит от качества и цены.

— И от наличия инфраструктуры. Например, десятки тысяч небольших китайских компаний интегрированы в систему продаж Alibaba, в их распоряжении — склады во многих крупных городах, развитая система транспортной логистики. Многим российским компаниям придётся выстраивать это с нуля.

— Я вижу, что многих российских потребителей интересуют различные китайские товары. Но и российские товары интересуют китайских потребителей.

Справка «ОГ»

Китайский рынок электронной коммерции является самым динамично развивающимся в мире. 80 процентов этого рынка онлайн-торговли составляют сделки класса «бизнес-бизнес», оставшаяся часть — розничные продажи. Среди китайских городов лидерами по количеству интернет-магазинов и объёмам продаж являются Шаньдун, Пекин, Шанхай, Хунань, Гуандун, Чжэнцзян. В предприятиях, обслуживающих электронную коммерцию, занято около 2,35 миллиона человек.

— Назовите такие примеры. Что ещё не производит Китай?

— Конечно, мы многое производим. Но расширяются и наши потребности. Есть группы товаров, в производстве которых Россия имеет преимущество. Например, сельскохозяйственная продукция — это овощи, мясо, молочные продукты. У нас ограничены земельные ресурсы. В России возможностей выращивания сельскохозяйственной продукции намного больше. К тому же вы предлагаете экологически чистые продукты питания. Это вызывает в нашей стране огромный интерес. Вообще в Китае есть проблема с безопасностью продуктов питания, поэтому китайцы нуждаются в экологически чистой продукции. Правда, мясо завозить в Китай не так просто, требуется собрать разрешения, но это решаемые вопросы.

Возьмём ресурсные товары. Вы знаете, что между Россией и Китаем в 2014 году был подписан контракт века — на тридцатилетние поставки газа в нашу страну. Но нас интересуют и другие ресурсы: древесина, минеральные продукты, металлы и металлургические изделия. Также есть большой спрос и на российские высокотехнологичные товары.

Компании, предлагающие такую продукцию, всегда имели возможность найти большой сбыт в Китае. А теперь у китайских потребителей возрос уровень потребностей.

Речь идёт не только о поставках товаров. Возьмём сферу туризма. В России, в том числе в Свердловской области, есть много районов, с достопримечательностями которых ещё не познакомились китайцы. Это всё является вашим преимуществом.

Поэтому, возвращаясь к теме создания центров трансграничной электронной коммерции, скажу, что это будет содействовать торгово-экономическому сотрудничеству между нашими странами и принесёт взаимовыгодные результаты.

Опубликовано на основании договора

Областная газета Свердловской области