«Мы заинтересованы в открытом диалоге»

Руководитель блока развития и реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Дмитрий Вялков. Фото: Александр Исаков

Руководитель блока развития и реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Дмитрий Вялков. Фото: Александр Исаков

  • Опубликовано в №051 от 25.03.2016

Вопросы техприсоединения к электросетям напрямую касаются и горожан-дачников, и предпринимателей, и директоров строительных компаний. О том, какие проблемы существуют в этой сфере и как они решаются, «ОГ» рассказал руководитель блока развития и реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Дмитрий Вялков.

— Дмитрий Владимирович, 2015-й был непростым для всех видов бизнеса в России. С какими результатами завершило этот год ваше подразделение Межрегиональной распределительной сетевой компании Урала?

— В сфере моих компетенций находится управление двумя подразделениями компании ОАО «МРСК Урала» – департаментом транспорта электроэнергии и департаментом технологического присоединения. По итогам 2015 года мы достигли всех запланированных значений. Объём выручки за оказание услуги по передаче электроэнергии составил 58,2 миллиарда рублей, значительный вклад в достижение показателя вложил филиал «Свердловэнерго», в зоне ответственности которого находится Свердловская область. За прошлый год мы выполнили почти 35 тысяч договоров на техприсоединение. Должен подчеркнуть, что уже на протяжении трёх лет мы ставим перед собой задачу опережающего исполнения обязательств перед нашими заявителями.

В 2015 году общая мощность объектов, присоединённых к сетям энергокомпании, составила более 1100 мегаватт, что на 13% больше, чем в 2014 году. Из общего количества поданных в 2015 году заявок 79% составили заявки льготной категории. Основной тенденцией продолжает оставаться спрос на технологическое присоединение в сфере жилищного строительства.

— Сейчас со стороны властей много внимания уделяется повышению доступности подключения к энергоресурсам. В частности, речь идёт о такой форме поддержки для малого и среднего бизнеса. Что вы делаете по этому направлению?

— Да, мы уделяем особое внимание этой категории потребителей. Мы поставили перед собой задачу обеспечить техприсоединение данной категории всего за 90 дней с момента заключения с нами договора. Причём тех предпринимателей, для которых максимально короткие сроки были принципиально важны и которые обеспечили готовность со своей стороны к приёму напряжения, мы присоединяли к электросетям всего за 67 дней. Данный показатель относится и к Среднему Уралу.

Количество выполненных договоров по подключению объектов малого и среднего бизнеса, запрашивающих, как правило, мощность, не превышающую 150 кВт, составило 513 штук, в том числе по Свердловской области было присоединено 127 объектов.

— Помимо предпринимателей, вы ещё и много работаете с клиентами-физическими лицами. Какие изменения в этой сфере происходят в последнее время?

— У нас чётко регламентировано рассмотрение всех обращений от клиентов. Нередко я лично занимаюсь решением каких-то особенно острых и проблемных вопросов. А в целом по итогам 2015 года у нас на двадцать процентов снизилось количество обращений в компанию по вопросам техприсоединения. По поводу качества электроэнергии (напряжения в сети) уменьшение числа претензий такое же — на двадцать процентов. В целом это неплохая динамика. Считаем, что это некоторая оценка результата работы компании.

Мы активно развиваем интерактивные сервисы — предоставляем клиентам возможность подать заявку на техприсоединение без посещения нашего офиса. Это можно сделать на нашем сайте. Кроме того, сейчас мы готовимся запустить новый пилотный проект с Екатеринбургской электросетевой компанией. Если он завершится успешно, то у горожан появится возможность, не выходя из дома, заключать с нами договоры и подписывать их при помощи цифровой подписи. Одновременно можно будет оплачивать часть наших услуг через «Личный кабинет клиента» на сайте «ЕЭСК». Кстати, услуга «Личный кабинет» есть и сейчас, но мы намерены значительно расширить её функционал для удобства потребителей. Сервис очень удобен для горожан-садоводов, которые подключают свои дачные дома к электроэнергии по льготному тарифу — всего за 550 рублей. Между прочим, количество заявок от таких клиентов-льготников у нас составляет примерно восемьдесят процентов от общего числа заявок, поступивших в компанию.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь при выполнении договоров по техприсоединению?

— К сожалению, сегодня распространена ситуация, когда клиент подаёт нам заявку на техприсоединение и не выполняет обязательства со своей стороны. Мы дисциплинированно выполняем свою часть работы, а заявитель в итоге говорит: «Извините, я передумал, не буду в ближайшие два-три года или подключаться, или потреблять электроэнергию на подключенном объекте в заявленном объёме». То есть попросту либо отказался от строительства дома, либо пересмотрел планы развития бизнеса, не уведомив сетевую организацию.

Это приводит к излишнему распылению производственных ресурсов компании, а от этого страдают другие участники процесса. Вместо того, чтобы подключать тех, кому это действительно необходимо, мы тратим время и силы наших сотрудников на выполнение таких заявок.

— Как, на ваш взгляд, можно исправить ситуацию?

— Повысить ответственность потребителей необходимо законодательными мерами, в частности, как вариант рассмотреть возможность введения экономических санкций за несоблюдение сроков техприсоединения и установить право на изменение срока исполнения договора при наличии, конечно, «двустороннего волеизъявления».

Как я и отметил ранее, большое количество заявок льготного технологического присоединения, до 15 киловатт, продолжает поступать от физических лиц. Но тем не менее, будучи ограниченными со стороны законодательства, мы вынуждены работать в условиях, которые для нас убыточны. При этом ответственность заявителей за исполнение своей части обязательств в существующем законодательстве, по нашему мнению, отражена слабо.

Я считаю, что необходимо на федеральном уровне инициировать изменения, направленные на повышение материальной ответственности. На сегодняшний день у нас нет других источников финансирования кроме существующих тарифов. В текущем году серьёзный объём затрат вновь уйдёт на реализацию техприсоединения по льготным ставкам. На подключение одного такого потребителя сетевая компания тратит в среднем более 100 тысяч рублей.

Если в законодательство будут внесены такие изменения, что урегулирует эти вопросы, станет легче и органам власти, и компаниям, которые обслуживают инфраструктурные объекты, и потребителям.

— С какими ещё законодательными инициативами вы выступаете?

— Практическим подтверждением эффективной законотворческой работы, в которой мы принимали участие, стало принятие осенью 2015 года изменений в постановление Правительства РФ, касающихся упрощения органами Ростехнадзора допуска в эксплуатацию построенных электроустановок, что позволило дополнительно сократить сроки техприсоединения в среднем на 30 дней.

Однако всё ещё остаётся острой проблема предоставления земельных участков под размещение электросетевых объектов, предназначенных для технологического присоединения. Для дальнейшего повышения доступности сетевой инфраструктуры и сокращения сроков техприсоединения необходимо принятие законодательных новаций на федеральном уровне по изменению Земельного и Градостроительного кодексов в части упрощения выделения земель под строительство электросетевых объектов, а также введение упрощённого порядка установления сервитутов на земельные участки, находящиеся в частной собственности.

— Каковы ваши планы на 2016 год?

— Несмотря на существующие вопросы отведения земель и существенную экономическую нагрузку, связанную с реализацией льготных заявок на технологическое присоединение, мы планируем сохранить достигнутые показатели по объёмам и срокам реализации собственных обязательств. Сейчас в стратегических планах «МРСК Урала» — дальнейшая работа по улучшению клиентского сервиса, перевод процесса подачи заявки и контроля её исполнения на интерактивные платформы. Запланирована также модернизация телефонного центра обслуживания клиентов с технической точки зрения. Этот год с его экономическими реалиями не обещает быть простым, но исполнение обязательств перед клиентами в части техприсоединения, повышение доступности подключения, прозрачности процессов – одни из ключевых задач компании. Мы считаем, что важно быть более открытыми для потребителей, всегда быть с ними в диалоге — так направлен наш вектор развития.

Плюс к этому намерены продолжать совместную работу с Агентством стратегических инициатив, ключевыми бизнес-сообществами и нашей головной компанией по совершенствованию федерального законодательства. Это, на наш взгляд, необходимо для упрощения процедуры подключения к электросетям для всех участников этого процесса.

Опубликовано на основании договора

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области