Центральный стадион будет твёрже БАЭС

Возведение  пилонов завершится  к концу 2016 года. Иллюстрация: sportin.su

Возведение пилонов завершится к концу 2016 года. Иллюстрация: sportin.su

  • Опубликовано в №055 от 31.03.2016

На прошлой неделе строители Центрального стадиона приступили к монтажу пилонов, на которые будет опираться крыша спортивного сооружения. Всего возведут восемь таких опор высотой 42 метра. Состоять они будут из трёх частей: наружного металлического кольца и внутреннего, пространство между ними зальют уникальным бетоном, рецептуру которого специально разработал московский Научно-исследовательский институт бетона и железобетона им. А.А. Гвоздева. «ОГ» поговорила с заместителем заведующего лабораторией института Андреем Шейнфельдом и выяснила, почему без их разработки было бы невозможно осуществить проект.

— Бетон — единственный строительный материал, который со временем может улучшать свои свойства. С годами у него повышается прочность и непроницаемость. Металл, пластик, дерево мы называем мёртвыми материалами, потому что их свойства со временем только ухудшаются, — объясняет Андрей Шейнфельд. — За последние 20 лет в технологии бетона был сделан прорыв. Во многом из-за появления новых модификаторов — добавок, которые способны изменять структуру цементного камня на микро- и нано-уровнях. Они позволяют создавать бетон различной модификации.

— Какие виды бетона существуют?

— Высокопрочный, способный выдерживать огромные нагрузки, например, в 80 и 120 мегапаскалей. Такой бетон применяют для каркасов высотных зданий, строительства стадионов, мостов, путепроводов. А в нашей лаборатории мы можем изготовить бетон прочностью аж в 240 мегапаскалей. Это сопоставимо с прочностью стали. Такой бетон пока не нашёл широкого применения. Бывает, его заказывают для отливки станины под станки. Ещё пример — недавно к нам обратился друг путешественника Фёдора Конюхова и сказал, что хочет заказать бетонный корпус для катера. Мы разработали рецептуру. Бетонное судно получилось толщиной всего в 12 миллиметров. Прочность проверяли кувалдой — ни единой трещины.

Есть бетон низкой проницаемости с высокой коррозионной стойкостью — он не пропускает воду при давлении до 20 атмосфер и не поддаётся разъеданию в сульфатных и хлоридных сферах. Был случай: строили транспортную развязку на МКАДе. Проектировщики связались с нами и рассказали, что вбивая бетонные сваи, обнаружили под землёй воду, насыщенную хлоридом, который разъедал даже металл. Мы разработали специальную технологию. Сваи стоят уже 10 лет.

Также существует бетон, который не подвержен деформации при затвердении. Вы заливаете его в форму, он сам выравнивается и уплотняется под действием силы тяжести.

— В чём уникальность бетона, который вы разработали для пилонов Центрального стадиона?

— Нам пришлось комбинировать несколько видов бетона. Во-первых, бетон должен быть высокопрочным и выдерживать нагрузку до 80 мегапаскалей, иначе он не справится с весом крыши. В-вторых, нужно, чтобы бетон самостоятельно уплотнялся и выравнивался. Дело в том, что металлические кольца вкопаны в землю примерно на шесть метров. При заливании в них бетона спуститься туда и уплотнить его вручную невозможно. Масса должна выровняться и распределиться самостоятельно. В-третьих, бетон должен иметь безусадочные свойства. Другими словами, нельзя, чтобы он расширялся или, наоборот, сжимался, чтобы не нарушить металлическую оболочку. Последняя особенность заключается в том, что после того как в трубы зальют бетон, к нему больше не будет доступа, поэтому всё должно быть максимально выверено.

— Как долго разрабатывалась технология?

— 20 дней.

— Знаю, что ваш институт также работал над рецептурой бетона для Белоярской АЭС.

— Да, там мы бетонировали фундаментную плиту турбоагрегата в машинном зале главного корпуса энергоблока. Для того чтобы выдерживать длительные вибрационные нагрузки от работающего турбоагрегата, бетон должен был быть упругим. Бетон использовали менее прочный, чем на Центральном стадионе.

Областная газета Свердловской области