Поезда притихли в городах

Исторически сложилось, что населённые пункты растут вдоль стальных магистралей. При строительстве жилых микрорайонов необходимо учитывать технический регламент по шумоизоляции. Фото: Павел Кузьмичёв

Исторически сложилось, что населённые пункты растут вдоль стальных магистралей. При строительстве жилых микрорайонов необходимо учитывать технический регламент по шумоизоляции. Фото: Павел Кузьмичёв

  • Опубликовано в №091 от 25.05.2016 

Как обеспечить комфортное и безопасное проживание граждан рядом с железнодорожной инфраструктурой? Этот вопрос обсуждался в одном из выпусков программы о железнодорожном транспорте «Магистральный подход».

Разрешите пройти

Исторически так сложилось, что населённые пункты растут вдоль стальных магистралей. По этой причине многие города и посёлки оказались разделены путями. В адрес РЖД поступает немало обращений граждан по поводу строительства новых переходов через железнодорожные пути, пешеходных мостов и тоннелей.

Как сообщили в пресс-службе СвЖД, согласно законодательству, переходы в разных уровнях (мосты или тоннели) следует предусматривать не везде, а на станциях, где доступ пассажиров с платформ в населённый пункт преграждается путями с интенсивным движением поездов, а также на линиях, где поезда движутся со скоростями более 120 км/ч. Поток пассажиров при этом должен составлять не менее 75 тысяч человек в год. Поэтому пешеходные мосты для перехода через пути построены на достаточно крупных станциях. На малых обычно оборудуют переходы в одном уровне.

На появление новой инфраструктуры оказывают влияние не только вопросы безопасности, но и финансовые аспекты. Так, чтобы построить дополнительный мост или переход на какой-то станции, эти объекты должны быть внесены в инвестиционную программу РЖД, которая формируется с учётом экономических реалий.

В ситуации, когда речь идёт об организации безопасного пешеходного сообщения на территории какого-то населённого пункта (то есть не на станции), вопрос должен решаться при финансовом участии муниципалитета или региона. Положительный опыт есть. Так, в Екатеринбурге силами города возведён пешеходный мост на станции Керамик. В свою очередь компания «РЖД» начала строительство одноуровневого пешеходного перехода в районе ТРЦ «КомсоМолл». При этом муниципалитет взял на себя обустройство подходов к нему для жителей близлежащих микрорайонов.

Под стук колёс

Ещё одной темой, затрагивающей комфортное проживание граждан, является шумовое воздействие железнодорожного транспорта. В основе – та же ситуация: населённые пункты развивались вокруг действующей железной дороги. В итоге, например, в Екатеринбурге линия Транссиба оказалась практически в центре города. При этом жилые дома, в нарушение всех норм, возводились всего в десятках метров от рельсов. Долгое время контролирующие органы просто закрывали на эти факты глаза!

Сегодня технический регламент требует строить здания таким образом, чтобы обеспечивать безопасные условия для проживания, в том числе и в плане защиты от шума. Соблюдение этих норм должно контролироваться на всех этапах – от экспертизы проекта до сдачи объекта в эксплуатацию. В обязательном порядке должны составляться протоколы акустических измерений.

Очевидно, что сделать железнодорожный транспорт абсолютно бесшумным невозможно. При этом компания «РЖД» со своей стороны старается уровень шума минимизировать. Шумозащитные экраны – не единственная мера.

— В рамках проводимой ОАО «РЖД» работы по снижению шума от подвижного состава укладывается бесстыковой путь, в конструкции верхнего строения пути применяются амортизирующие элементы, укладка пути выполняется на щебёночном балласте, производится периодическая шлифовка рельсов, установлено ограничение подачи звуковых сигналов тяговым подвижным составом. Проложены грузовые обходы города Екатеринбурга – Южный и Северный, что значительно снижает шумовою нагрузку на жилые зоны, — рассказал начальник центра охраны окружающей среды Свердловской железной дороги Евгений Клименков.

В дальнейшем, при строительстве новых жилых микрорайонов, торгово-развлекательных центров и других центров притяжения населения необходимо всем причастным к тому ведомствам и организациям учитывать создание условий для комфортного и безопасного проживания граждан.

Материал подготовлен совместно с программой «Магистральный подход». Выходит каждую среду в 18.15 и в пятницу в 9.45 на радио Город FM 107,6.

Областная газета Свердловской области