К волне фанатов готовы

Алексей Пискунов. Фото: пресс-служба аэропорта Кольцово

Алексей Пискунов. Фото: пресс-служба аэропорта Кольцово

  • Опубликовано в №138 от 30.07.2016 под заголовком «Воздушные ворота мундиаля»

В 2018 году аэропорт Кольцово станет первым объектом Екатеринбурга, встречающим гостей чемпионата мира по футболу. О том, как аэропорт готовится к одному из самых насыщенных периодов в своей истории и почему уже сейчас зарубежные пассажиры и грузы играют для него особую роль, в интервью «ОГ» рассказал исполнительный директор аэропорта Кольцово Алексей Пискунов.

– С недавнего времени аэропорт Кольцово стал полностью частной структурой, поскольку Свердловская область продала холдингу «Аэропорты Регионов» последний пакет акций. Как теперь наш регион может влиять на стратегию развития аэропорта?

– Во-первых, мы эксплуатируем большую часть федерального имущества, которое не подлежит приватизации. Например, это взлётно-посадочные полосы. Во-вторых, жёсткое государственное регулирование нашей деятельности осталось вне зависимости от формы собственности аэропорта. В-третьих, развитию аэропорта очень много внимания уделяет лично губернатор. Мы встречаемся с ним практически еженедельно. Аэропорт очень важен для города и региона, поэтому не думаю, что мы останемся без влияния со стороны властей.

Алексей Пискунов: «На налоговом учёте в Москве состоим уже много лет. В среднем 450 миллионов рублей в год уходит в федеральный бюджет, около 300 миллионов – в бюджет Свердловской области и ещё примерно 10 миллионов – в бюджет Екатеринбурга». Фото: пресс-служба аэропорта Кольцово

– Что делается в Кольцово к чемпионату мира по футболу 2018 года?

– Главное – реализуется федеральная целевая программа реконструкции аэродромных покрытий, в том числе строительство более 20 новых мест стоянок самолётов. Это актуально не только в связи с предстоящим чемпионатом мира, но и потому что растёт транзит, поток грузовых воздушных судов, развивается пункт международного почтового обмена с доставкой почты из Китая. Ведётся реконструкция второй взлётно-посадочной полосы. А взлётно-посадочная полоса номер один будет оснащена новыми системами свето- и радиотехнического обеспечения, что повысит её категорию ИКАО с первой до второй. Это даст возможность выполнения посадок в более сложных метеоусловиях.

Пиковая нагрузка наших терминалов во многом будет зависеть от того, какие футбольные команды будут играть в Екатеринбурге. Есть страны, где уровень благосостояния болельщиков очень высок. В этом случае к нам могут прилететь чартерные рейсы, специально заказанные болельщиками. На сегодняшний день мы полностью соответствуем требованиям ФИФА по пропускной способности наших терминалов с запасом. А запас в том, что мы предполагаем и самый тяжёлый сценарий. К примеру, играют у нас сборные Франции или Германии. Это две страны, болельщики которых могут позволить себе массовое прибытие на матч. Поэтому у нас дополнительно одобрена реверсная схема обслуживания пассажиров, которая позволяет не только обеспечить заданные параметры пропускной способности, но и развести потоки болельщиков.

– Какие ещё проекты намечены к реализации?

– Подготовили проект строительства многоуровневого паркинга более чем на тысячу машино-мест с возможностью для пассажиров спуститься на лифте и попасть по переходу в терминал аэропорта. Там предусмотрен и ряд дополнительных сервисов, например, автомойка. Начнём осуществлять проект, когда увеличится пассажиропоток. Уже в сентябре этого года откроем новый современный ангар площадью 2,5 тысячи квадратных метров – не только для стоянки, но и для обслуживания воздушных судов. Делаем технологические улучшения в части обслуживания пассажиров. Например, совершенствуется система розыска багажа: это более оперативная работа с пассажирами, у которых не прибыл багаж (в основном со стыковок в московских аэропортах Шереметьево и Домодедово).

Приобрели новые радиочастотные сканеры. Их первые модели показывали на экране всё тело человека, что было не совсем этично. Некоторые пассажиры от этого испытывали дискомфорт. Сейчас применяем сканеры нового поколения, которые показывают на экране только условный контур человека.

– Реализация части ваших планов напрямую зависит от увеличения пассажироперевозок. По итогам 2015 года этот показатель снизился на 6 процентов – за счёт сокращения объёмов международных авиаперевозок. Кольцово перестал уже быть крупнейшим региональным аэропортом страны, его опередил аэропорт Симферополя; в этом году, скорее всего, опередит и аэропорт Сочи. Там объёмы пассажироперевозок растут благодаря развитию внутреннего туризма. А на какой пассажиропоток делает ставку Кольцово?

– Подавляющее большинство региональных аэропортов России, включая Санкт-Петербург, находятся в зависимости от локального рынка. Под локальным рынком мы понимаем спрос на перелёты либо со стороны местного населения, либо со стороны пассажиров из других регионов, которым требуется попасть конкретно в Екатеринбург. Сочи и Симферополь – классический пример зависимости от локального рынка: рост пассажиропотока в курортные направления – прямое следствие ограничений полётов в Египет и Турцию. Если снять эти ограничения, то динамика пассажиропотока Сочи и Симферополя резко изменится. Своей стратегической целью мы видим снижение зависимости Кольцово от локального рынка и привлечение внешних рынков, то есть пассажиро- и грузопотоков, которым ранее собственно Екатеринбург как пункт полёта не был нужен. В части регулярных пассажирских перевозок это развитие транзитного хаба.

Главное условие создания такого хаба – наличие мощной базовой авиакомпании. У нас она есть – это «Уральские авиалинии».

– Какова сегодня доля транзитных пассажиров в общем пассажиропотоке в Кольцово?

– В прошлом году она составила 6 процентов. За первое полугодие этого года доля трансфера возросла до 10 процентов. Нам удалось активизировать взаимодействие между авиакомпаниями, «передающими» пассажира с рейса на рейс в Кольцово. Кроме того, с апреля «Уральские авиалинии» приступили к полноценному экспорту авиационных услуг, связав Китай с Европой через Екатеринбург. В настоящее время количество транзитных пассажиров в Рим, Париж, Копенгаген, Хельсинки через Кольцово превышает 10 тысяч человек в месяц. Наша задача – максимально способствовать расширению этого сегмента.

– А как развивается региональный транзит с тем, чтобы в Екатеринбурге формировалась сеть стыковочных рейсов в российские регионы? Имеет ли смысл привлечь в Кольцово для выполнения этой задачи вторую базовую авиакомпанию?

– Проект развития региональных перевозок, который мы начали в 2010 году, получил поддержку государства и продолжает развиваться. В Екатеринбурге сейчас представлена, наверное, самая широкая сеть маршрутов среди всех региональных аэропортов. Большая часть из них была «раскатана», в том числе за счёт субсидий, которые выделял сам аэропорт авиакомпаниям. Только в прошлом году мы через правительство Свердловской области направили на эти цели более 230 млн рублей.

Конечно, у каждой авиакомпании есть своя специализация, свой парк самолётов и так далее. Например, вряд ли «УАЛ» на своих больших самолётах организует многочастотный рейс в Пермь. А авиакомпания с малокресельным флотом – сможет. Если наладить взаимодействие между разными авиакомпаниями – получится связная сеть маршрутов. Поэтому, конечно, мы заинтересованы в привлечении дополнительных базовых перевозчиков, которые будут дополнять друг друга в Кольцово.

– Почему тогда доля транзитных пассажиров в Кольцово остаётся незначительной?

– Потому что сами региональные самолёты маленькие. Эти показатели теряются на фоне потока на Москву, который составляет больше 40 процентов всех авиаперевозок из Кольцово. Пусть доля транзитных пассажиров и небольшая, но в этом наше стратегическое развитие. Теперь региональные перевозчики «Руслайн» и «Ямал» стали фактически, как «Уральские авиалинии», нашими базовыми авиакомпаниями. Они формируют в Кольцово свою базу: это техники, инженеры, эстафета экипажей.

Досье «ОГ»: Алексей Пискунов

  • Родился в 1960 году в Новосибирске.
  • В 1981 году закончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков.
  • С 1994 по 1999 год — командир самолёта Ил-76.
  • C 2002 года занимает руководящие посты.
  • Работал первым заместителем гендиректора ОАО «Аэропорт Толмачёво», гендиректором ООО «Сибирский авиационный комплекс» г. Обь-4.
  • С 2008 по 2012 год был первым заместителем гендиректора ОАО «Аэропорт Кольцово», с января 2013 года –исполнительный директор ПАО «Аэропорт Кольцово»
Областная газета Свердловской области