Хлебозаводы на диете

От ухода с рынка слабых игроков потребители не пострадают — полки в магазинах займут  более активные хлебопёки. Фото: Алексей Кунилов.

От ухода с рынка слабых игроков потребители не пострадают — полки в магазинах займут более активные хлебопёки. Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №147 от 12.08.2016

Этим летом в регионе станет на один хлебокомбинат меньше — в конце августа состоится заседание суда, где будет принято решение о признании банкротом МУП «Хлебокомбинат» города Лесного, который из-за долгов прекратил свою деятельность ещё в декабре прошлого года. Раньше свой хлебозавод был почти в каждом районе, сейчас их осталось около 30. В ближайшие годы, по словам экспертов, Средний Урал может лишиться ещё 9 предприятий. Под натиском хлебопекарных «монополистов», в том числе и из соседних регионов, менее предприимчивые игроки не могут перестроиться под требования рынка.

Эксперты из Российского союза пекарей называют несколько причин плачевного положения хлебозаводов. Например, формирование цен на хлебобулочные изделия не отвечает рыночным механизмам — цены на муку, сырьё, упаковочные материалы растут, а хлеб в магазинах так же дорожать не может, так как это социальный продукт. Мешают и поборы с хлебопёков — организации розничной торговли сдирают от миллиона рублей в месяц за маркетинговые, логистические и другие услуги (обязательные, если хочешь увидеть свой товар на витринах). В итоге рентабельность многих предприятий составляет 1 процент и меньше.

По данным Росстата, количество крупных и средних предприятий в хлебопекарной промышленности РФ уменьшилось почти в два раза. Если в 2008 году их насчитывалось 1 287, то два года спустя их осталось всего 868, а к 2013 году — 751.

«Надеемся на возрождение»

Проблемы на хлебокомбинате в Лесном начались в 2012 году: у МУПа накопился долг в 8 миллионов рублей. Если в былые времена хлебозавод за сутки выпускал более 20 тонн одного только хлеба, не считая других хлебобулочных изделий, то к концу 2000-х объёмы продукции сократились в разы. Как объяснили «ОГ» в администрации города, большое по своим мощностям и площадям производство оказалось невостребованным и не выдерживало конкуренции. Муниципалитет выделил на модернизацию 15 миллионов, но в 2014 году, после 40-процентного увеличения цен на муку, ситуация на едва возрождающемся предприятии снова ухудшилась.

— Надеемся на возрождение комбината, но в другой юридической форме. После банкротства предприятия выставим его на продажу. Рассчитываем, что покупатель возобновит производство. Сейчас вместо привычного хлеба в магазины привозят продукцию из Нижней Туры и Перми, — пояснил «ОГ» председатель «Комитета по управлению имуществом» администрации города Лесного Антон Розумный.

Как рассказали «ОГ» в Союзе предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности Свердловской области, раньше в каждом районе был свой хлебозавод, обеспечивающий продукцией все окрестные города и сёла. Но, например, на Талицком хлебокомбинате — предприятии с 75-летней историей — пришлось сократить объёмы производства.

— Об успешности можно судить по количеству сотрудников: раньше на предприятии работали 150–200 человек, сейчас осталось только 60. Сегодня в талицких магазинах стало тесно — помимо нас хлеб поставляют 12 предприятий Свердловской и Тюменской областей. А мы свою продукцию за пределы города не возим — сейчас повсюду открываются торговые сети, а туда пробиться сложно, — рассказал «ОГ» директор ООО «Хлебокомбинат Талицкий» Андрей Кашин.

«Если с Чукотки дешевле — пусть везут»

По словам председателя Союза предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности Свердловской области Владилена Фуфарова, в нынешних экономических условиях обречены все подобные предприятия советского типа.

— Раньше список продукции для всех хлебозаводов был типовым, и качество хлеба практически не отличалось. А сейчас хлеб в магазин могут привезти за 300 километров, и на него будет больший спрос. Если хлеб, например, с Чукотки окажется возить дешевле и продукция оттуда будет вкуснее — привезут и оттуда, — считает Владилен Фуфаров. — Нишу крупного местного производителя в муниципалитетах с большим успехом могут занять небольшие пекарни, которые выпускают меньше, но более разнообразную продукцию только для этой территории.

В поисках выхода предприятия меняют устаревшее оборудование на более современное, но мешает рост цен. Например, продукция Свердловского экспериментального механического завода в январе прошлого года подорожала на 10 процентов — одна тестомесильная машина с ёмкостью месильного корыта в 300 литров обойдётся в 345 тысяч рублей.

На некоторых комбинатах «перевооружение» прошло успешно. Например, Верхнесалдинский хлебокомбинат сократил объём выпуска своей продукции и численность работников, зато расширил географию поставок в магазины и торговые сети городов области.

— Одна из проблем — серьёзно выросли цены на муку. В поисках более дешёвого, но качественного продукта приходилось закупать муку в Челябинской и Курганской областях и даже в Самаре. (Как известно, в Свердловской области в основном производится зерно не мучных категорий, поэтому многие предприятия закупают муку в соседних регионах. — Прим. ред.). А поднять цены на хлеб пропорционально повышению стоимости муки мы не можем, иначе потеряем своего покупателя. Поэтому иногда работаем себе в убыток, — рассказал «ОГ» главный инженер Верхнесалдинского хлебокомбината Анатолий Безденежных.

По словам Владилена Фуфарова, успешными сегодня становятся те заводы, которые укрупняются и работают на всю область, а не на район, как это было в советские годы. Показательные примеры — «СМАК» и Режевской хлебокомбинат, продукцию которых можно найти практически повсеместно. На плаву остаются и хлебокомбинаты, входящие в состав крупных холдингов, например, корпорации «Уральский хлеб», куда входят Берёзовский, Первоуральский, Сысертский, Каменск-Уральский, Сухоложский и Асбестовский хлебозаводы. Эксперты предлагают и такие пути — выпуск эксклюзивной продукции, отличной от «одинаковых» сортов хлеба из супермаркетов, а также открытие собственных точек сбыта и новых площадок: например, кондитерских цехов или кафетериев.

Мнение

Алексей Потапенко, директор по развитию ОАО «Режевской хлебокомбинат»:

— В первую очередь жизнеспособность хлебокомбината зависит от себестоимости и качества продукта. Но есть и ряд сторонних факторов. Например, нередко выбор продукта осуществляет закупщик — магазины стремятся получить самый дешёвый хлеб, чтобы продать подороже. Ещё один фактор — теневая сфера экономики. Более высокое качество продукта требует более дорогих компонентов плюс налоги. Мы ежемесячно 10 процентов от выручки тратим на всевозможные отчисления — а когда видишь ценники, понимаешь, что некоторые производители играют нечестно. Это рынок — в конечном итоге всё подчиняется правилу «выживает сильнейший». В 2000 году Реж выдавал всего 1,5 тонны в сутки — сейчас удалось вырасти до 50 тонн. Во многом благодаря модернизации производства: сейчас почти все процессы автоматизированы.

Областная газета Свердловской области