Переход на прямые расчёты с поставщиками коммунальных ресурсов: вопросы и мнения

Фото: Александр Зайцев

Фото: Александр Зайцев

По данным Министерства строительства и ЖКХ России, задолженность населения за коммунальные услуги превысила уже 1 трлн рублей, и каждый год вопрос об эффективности сбора платежей за коммунальные услуги становится темой жарких споров. Так, в этом году в Госдуму на обсуждение был вынесен новый законопроект, который позволит ресурсоснабжающим организациям (РСО) заключать прямые договоры с потребителями коммунальных услуг. Между тем эксперты разошлись во мнении, насколько эффективной будет подобная схема.

На сегодняшний день в Свердловской области уже практикуется система заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и отдельным гражданином как потребителем. То есть отдельно с физлицом заключаются договоры на поставку света, тепла и воды и, соответственно, каждый месяц он получает от каждого поставщика отдельную квитанцию. Собственно, именно эту схему и пытаются массово распространить авторы поправок в Жилищный кодекс РФ.

Однако сами поставщики услуг прибегают к подобной схеме только в том случае, если речь идёт о значительных долгах со стороны управляющих компаний, так как, по мнению ресурсоснабжающих организаций, именно они в большинстве случаев и являются неплательщиками.

«Владельцы управляющих компаний зачастую платят исключительно по решению суда. При этом свердловский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключает договоры напрямую с населением только при условии значительного уровня просроченной задолженности управляющей компании, отсутствия графиков выполнения договорных обязательств, нежелания вступать в переговорный процесс и погашать задолженность», — сообщили в пресс-службе компании.

По словам заместителя директора ОАО «Екатеринбург­энергосбыт» по основной деятельности Андрея Травкина, в данном случае поставщик коммунальных ресурсов имеет достаточно ликвидную дебиторскую задолженность.

«То есть при возникновении долга у физического лица по оплате ресурсов есть возможность его взыскания, в том числе и в судебном порядке, так как у гражданина, как правило, есть имущество и квартира, на что можно наложить арест по исполнительному листу», — считает он.

Тем не менее Андрей Травкин отмечает, что нельзя однозначно говорить, что подобная система решает все вопросы, так как увеличивается объём лицевых счетов физических лиц и возникает проблема большого документооборота. По его словам, управлять подобным массивом дебиторской задолженности очень непросто. Кроме того, это требует увеличения затрат на содержание персонала, печать квитанций и программное обеспечение.

С ним согласен директор екатеринбургского МУП «Водоканал» по финансам Вячеслав Алушкин, по словам которого для ресурсоснабжающей организации подобная схема является достаточно затратной.

«В случае, если возникнет необходимость заключения договора с каждым отдельным жителем города, выставления ежемесячных счетов и взыскания задолженности на те же суммы, документооборот предприятия и затраты на его ведение существенно вырастают», — считает Вячеслав Алушкин. При этом он добавляет, что, к примеру, у отдельных ресурсо­снабжающих компаний просто нет в соответствии с законодательством рычагов воздействия — отключать холодную воду и канализацию за задолженность тот же МУП «Водоканал» не имеет права.

Юлия Рыцева, генеральный директор УК «РЭМП УЖСК», отмечает, что, с одной стороны, инициатива законодателей понятна, но, с другой стороны, в Екатеринбурге уже не первый год используется вариант оплаты коммунальных услуг напрямую в адрес поставщиков при сохранении единого платёжного документа.

«В Екатеринбурге ещё 2 года назад была внедрена технология так называемых «прямых расчётов» с поставщиками коммунальных ресурсов без изменения основного принципа взаимодействия участников рынка ЖКХ – потребителей, управляющих организаций и поставщиков ресурсов.

Для расчётов жителей с управляющей компанией и поставщиками услуг по-прежнему используется единый платёжный документ. Однако «авторов» квитанции становится уже несколько. То есть начисления за услуги каждого поставщика формируются и учитываются отдельно, для этого в квитанции используется индивидуальный штрих-код, который обеспечивает распределение суммы уже на стадии приёма платежа от жителей. Так потребитель сразу видит, какая сумма пойдёт в адрес его управляющей компании, какая сумма будет направлена поставщику горячей воды, отопления и любой другой услуги. Наша компания использует данную технологию в своей работе».

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области