Подземные паркинги в Екатеринбурге наполовину пусты

Строить надземные парковки гораздо дешевле, чем прятать паркинги под землю. Только свободной земли в Екатеринбурге недостаточно. Фото Станислава Савина.

Строить надземные парковки гораздо дешевле, чем прятать паркинги под землю. Только свободной земли в Екатеринбурге недостаточно. Фото Станислава Савина.

Действующие градостроительные нормы обязывают застройщиков возводить паркинги. И они возводят — в среднем на каждую квартиру в новостройке по парковочному месту. Однако наши дворы и улицы города заставлены машинами. Корреспондент «ОГ» разобрался в причинах такого парадокса.

«Да я, может, чтобы этот гараж построить, родину продал!» — заявил герой известного кинофильма. С тех времён число автомобилей на сотню жителей увеличилось в разы, а гараж и по сей день — проблема. Стоимость места, как правило, колеблется от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Но если человек купил машину за 200 тысяч, нужна ли ему парковка за миллион?

Застройщики сходятся во мнении: себестоимость одного машино-места в подземном паркинге как раз и начинается от 500 тысяч рублей.

-Чтобы сдать подземную парковку, нужно выполнить массу требований: создать внутреннюю инфраструктуру, обеспечить безопасность и так далее. Цена зависит от количества уровней в паркинге, но в любом случае она высока. При этом возводить эти объекты мы обязаны, согласно существующим нормам, а спроса нет. Поэтому зачастую застройщики вынуждены продавать паркинги по себестоимости. Держать их на своём балансе ещё более убыточно. Сдавать в аренду экономически целесообразно только при стоимости от 18 тысяч рублей за машино-место в месяц. Желающих арендовать по такой цене немного, — подчёркивает исполнительный директор Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников.

По его словам, если строительная компания не может продать парковку в течение двух лет, в дальнейшем это отражается на стоимости квартир в возводимых ею домах.

Директор одного из екатеринбургских агентств недвижимости Александр Матофаев считает, что заставлять строительные компании вносить вклад в борьбу за освобождение дворов от машин — стратегически верное решение. При этом отмечает, что в центре города парковочные места раскупаются без проблем даже за 1,5 миллиона рублей. Но в других районах подземные паркинги простаивают.

-Когда вы видите объявление «Паркинг бесплатно», очевидно, что его стоимость включена в стоимость квартиры. Коммерческая структура ничего не будет делать бесплатно, — предупреждает он.

Сегодня автовладельцы зачастую паркуются во дворах, на тротуарах и газонах, используют в качестве бесплатных парковок улицы города, усугубляя проблему с пробками.

-Если мы хотим, чтобы машины не парковались в неположенном месте, соответствующие службы должны принимать меры. Рейды, эвакуаторы, наказания должны быть систематическими. Однако там, где есть кнут, нужен и пряник. Необходимо, чтобы администрация города выделяла земельные участки для размещения надземных парковок, — считает Вячеслав Трапезников.

Надземные сооружения в силу своих инженерных особенностей существенно дешевле подземных.

-В Москве, например, при участии муниципалитета строятся многоэтажные надземные гаражи, места в них предоставляются людям на условиях аренды, — отмечает представитель одного из екатеринбургских центров недвижимости Павел Маслихин.

Но возникает вопрос, почему застройщики не возводят более дешёвые надземные парковки по своей инициативе?

-На аукционах мы покупаем не просто землю, на которой можем строить всё что пожелаем, а участки, предназначенные для конкретных объектов — домов, магазинов, бизнес-центров. Под парковки за последний год были проданы только один или два участка, — отвечает Вячеслав Трапезников.

Он подчёркивает, что в Екатеринбурге очень высокая плотность застройки. Поэтому участки выделяются небольшие. Застройщики борются порой за 40, а то и за 20 соток. На 20 сотках можно втиснуть только дом-одноподъездник. Вариантов парковок, кроме подземной, нет физически.

Мнение

Максим ПУЧКОВ, проректор по научной и проектной работе Уральской архитектурно-строительной академии:

-В конце XIX века в Англии писали, что если такими темпами города будут заполняться повозками, то все улицы будут в лошадином навозе. Сейчас похожая проблема. Столице Урала необходимо повнимательнее изучить зарубежный опыт. Так, в США для размещения машин активно используется межквартальное пространство, а в Голландии — даже крыши домов.

Но и этими методами проблему не решить. Необходимо строить перехватывающие парковки и развивать общественный транспорт, поднимать его на качественно новый уровень. В Париже, например, многие состоятельные люди не имеют автомобилей, потому что удобнее и безопаснее передвигаться по городу на метро.

Областная газета Свердловской области