Торговые сети продолжают захватывать сёла. Почему?

в магазине с тележкой

За последний год в Свердловской области открылось 200 сетевых магазинов. Фото: Алексей Кунилов

Свердловскую область продолжают окутывать торговые сети. Как рассказали «Облгазете» в министерстве агромпромкомплекса и продовольствия области, за 2018 год на Среднем Урале открылось 250 новых магазинов, 200 из них – сетевые, в том числе – в сельских территориях. Обычно приход сетевиков в сёла всегда воспринимается как явление негативное. Эксперты, опрошенные «Облгазетой», нашли в этом «нашествии» плюсы.

Всего на Среднем Урале действуют более 20 тысяч магазинов, около трети из них – точки сетевых игроков. В территориях области открыто более десятка филиалов областных и федеральных торговых сетей – это «Монетка», «Кировский», «Елисей», «Мегамарт», «Ашан», «Лента», «Metro», «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель», «Верный», «Магнит», «О'кей». Но несмотря на их охват, ни одна из сетей не вошла в число 14 крупнейших налогоплательщиков, которые на треть обеспечивают доходы консолидированного бюджета региона (список опубликован в "Облгазете" №29 от 16.02.2019).

Как пояснил «Облгазете» председатель Союза предприятий торговли, питания и услуг Свердловской области Олег Аверин, многие из них попросту зарегистрированы в других регионах. По этой причине все федеральные сети отчисляют в региональный бюджет только налог на имущество и НДФЛ. При этом федеральные сетевики всё-таки заинтересованы в том, чтобы расширяться за пределами федерального центра и даже приходить в сёла.

– Этой логикой в своих стратегиях развития руководствуются, например, «Пятёрочка», и «Магнит»: сначала они шли в города миллионники, затем – в города с населением по 500 тысяч, теперь заходят в территории, где проживают буквально несколько десятков тысяч человек. Так они стараются хоть немного увеличить свою прибыль, – рассказала «Облгазете» директор института торговли, пищевых технологий и сервиса УрГЭУ Вера Соловьёва.

С приходом торговых сетей жители оказываются перед сложным выбором: поддерживать местных продавцов или пользоваться широким выбором продукции Фото: Алексей Кунилов

Как показывает ситуация 2018 года, сетевики стали заходить в совсем маленькие населённые пункты. Появление сетевого магазина «Магнит» в Сосьве с населением около 8 тысяч человек и появление «Пятёрочки» в Ирбитском посёлке Зайково с населением в 4 тысячи человек удивления не вызывает. Но открытие «Пятёрочек» в Таборах, Восходе (Камышловский ГО) и Покровском (Каменский ГО), «Верного» в Косулино (Белоярский ГО), где проживают от одной до двух тысяч человек, кажется странным.

– В приходе торговых сетей в сельские населённые пункты есть немало плюсов. Сейчас уровень торгового обслуживания там не всегда хороший, а потребкооперация в силу объективных обстоятельств уходит с рынка. Когда-то раньше потребкооперация занимала 10 процентов товарооборота в области – теперь только 1 процент и даже меньше. Инвестиции, которые могут вложить в развитие торговли в территориях сетевики, гораздо больше, чем ресурсы местных частных предпринимателей. Покупатель от этой рокировки только выиграет, – считает Вера Соловьёва.

Как правило, когда в сельскую территорию заходят сетевые игроки, местные предприниматели озвучивают две проблемы: это вытеснение с рынка небольших магазинчиков и отсутствие возможности сбыта продукции местных сельхозтоваропроизводителей. По мнению Веры Соловьёвой, последним необходимо встраиваться в ситуацию. Как рассказал «Облгазете» председатель Союза производителей и переработчиков картофеля, овощей, плодов и ягод Свердловской области Виталий Дунин, со многими производителями овощей в регионе сетевики активно сотрудничают (в том числе – с его предприятием АПК «Белореченский»), и продукция попадает на полки сетевых магазинов.

– Единственная проблема, которая сегодня существует, – это высокие требования к качеству продукции. От нас ждут золотых плодов в золотой упаковке. А это не всегда возможно, поскольку многое зависит не от нас, а от природных условий, – констатировал Виталий Дунин. Он также подтвердил проблему, которую озвучивали многие уральские аграрии – не всегда удаётся продать продукцию в магазин по цене выше её себестоимости. – Но эту ситуацию можно отрегулировать. Я уже много лет ратую за то, что в стране должна быть некая плановая экономика. Раз государство поддерживает нас рублём – оно должно контролировать производство и не допускать на рынок подпольных производителей картофеля и овощей, которые не платят налоги и не ведут отчётность. Другой вариант – ввести квоты на выращивание той или иной продукции исходя из потребности населения – так, как это сделано в Европе.

  • Опубликовано в №38 от 02.03.2019 
Областная газета Свердловской области