Простые горожане платят в общественном транспорте за льготников

В Екатеринбурге стоимость проезда, порой, шокирует иногородних. Для сравнения: в Перми билет на автобус стоит 14 рублей, в Тюмени – 16 рублей. Фото Алексея Кунилова.

В Екатеринбурге стоимость проезда, порой, шокирует иногородних. Для сравнения: в Перми билет на автобус стоит 14 рублей, в Тюмени – 16 рублей. Фото Алексея Кунилова.

Депутаты областного Законодательного Собрания обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться в обоснованности октябрьского повышения стоимости проезда в общественном транспорте Екатеринбурга с 18 до 23 рублей. Они усмотрели в решении Региональной энергетической комиссии ( РЭК) два нарушения антимонопольного законодательства.

С недавних пор Екатеринбург стал лидером среди городов УрФО по дороговизне проезда в общественном транспорте. Резкое повышение проезда в екатеринбургском городском транспорте вызвало немало вопросов, в том числе и у депутатов. Не случайно в областном Законодательном Собрании была создана рабочая группа по анализу обоснованности повышения тарифов на общественном транспорте.

Вчера члены рабочей группы, депутаты Заксобрания Дмитрий Ионин и Андрей Жуковский представили первые результаты своего расследования.

—Мы пришли к основному выводу: на 80 процентов проблема высоких тарифов возникла из-за той ситуации, что сложилась в Екатеринбурге с оплатой компенсации льготного проезда, — заявил Дмитрий Ионин.

Он пояснил, что после монетизации льгот, дабы положение граждан, имевших право на бесплатный проезд, не ухудшилось, власти Екатеринбурга приняли решение ввести социальный проездной билет. По этому виду Е-карты льготники могут ездить неограниченное количество раз, а стоит она всего 340 рублей. В декабре 2009 года было принято решение Думы Екатеринбурга о том, что компенсация транспортникам за проезд льготников будет идти из городского бюджета.

—С 2009 по 2011 годы такая компенсация действительно осуществлялась, правда, не за счёт городского бюджета, а из областного, и на то было специальное соглашение. В 2011 году это соглашение перестало действовать, — говорит Дмитрий Ионин.

По его версии, после 2011 года субсидии перевозчикам стали поступать с перебоями и не в полном объёме, у тех стали расти долги, в итоге транспортники и обратились в РЭК с просьбой столь резко повысить предельный уровень тарифа.

—По итогам той работы, что проделала рабочая группа, можно сделать однозначный вывод о том, что в Екатеринбурге добросовестный приобретатель услуги проезда в общественном транспорте платит и за себя, и за льготников, раз эти расходы не считает нужным нести администрация города. Это — прямое нарушение антимонопольного законодательства. И первое решение, которое было принято нашей рабочей группой, это — обратиться в Федеральную антимонопольную службу, — заявил Дмитрий Ионин.

Ещё одно нарушение прав добросовестных приобретателей транспортной услуги депутаты усмотрели в том, что те вынуждены также платить и за тех, кто отказался пользоваться услугами общественного транспорта. В чём тут логика?

Оказывается, одним из доводов транспортников в пользу повышения оплаты проезда стало снижение в Екатеринбурге пассажиропотока на 6,5 миллиона поездок, то есть на 20 процентов. И конечно, странно, с точки зрения рыночной экономики, когда падением спроса пытаются оправдать рост стоимости услуги.

Депутат областного Заксобрания Андрей Жуковский указал на то, что РЭК в своих расчётах обоснования роста тарифа не принял во внимание дополнительные доходы, которые получают транспортные компании. По его словам, только доходы от размещения рекламы на городском электротранспорте могут приносить от 350 до 400 миллионов рублей в год. Всё это не принимается в расчёт при формировании тарифа.

В укор транспортникам было предъявлено также то обстоятельство, что они, по версии депутатов, не борются с издержками.

—В метрополитене численность работников с введением двух новых станций увеличилась с 1100 человек до 2100. Поясняют, что семьсот человек составляет только служба безопасности. По 78 человек на станцию? Почему при падении пассажиропотока в трамвайно-тройлейбусном управлении так называемые прочие расходы выросли с 33 миллионов рублей до 119 миллионов, а расходы на ремонт подвижного состава увеличились со 133 миллионов до 240 миллионов? — вопрошал Андрей Жуковский.

В администрации Екатеринбурга развёртутый комментарий по этому вопросу, к сожалению, получить не удалось. Пресс-секретарь городской администрации Денис Сухоруков заявил лишь следующее: «на сегодняшний день задолженности перед перевозчиками у администации города нет, и в ближайшее время нет предпосылок, чтобы она появилась».

Тем временем депутаты собирают материалы для того, чтобы Заксобрание, если на то будет общее решение, могло выйти с предложением к правительству области пересмотреть тариф по причине «вновь открывшихся обстоятельств». Не исключают для себя борцы с высокими тарифами и обращения в суд.

Областная газета Свердловской области