Минсельхоз предложил узаконить понятие органической сельхозпродукции и разработать меры господдержки её производства. Соответствующий законопроект «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты РФ» федеральное аграрное ведомство направило для рассмотрения в правительство.
Об экологически чистой еде сегодня задумываются многие. В магазинах большей частью представлена продукция крупнотоварного сельскохозяйственного производства, при котором растениеводство немыслимо без применения минеральных удобрений, химических средств защиты растений, а современная ферма или птицефабрика превращаются, по сути, в конвейер по производству мяса, молока, яиц. Применяемые там технологии мало похожи на те, что использовались в патриархальном сельском хозяйстве. Иным получается и качество продукта. Не зря с каждым годом в мире становится всё больше людей, готовых платить втридорога, лишь бы иметь на своём столе настоящие деревенские продукты без «химии».
На недавней международной выставке экопродуктов в Нюрнберге отмечалось, что рынок этой продукции в европейских странах оценивается в 25 миллиардов евро, что приблизительно составляет два-три процента от общего объёма продаж продуктов питания в этих странах. Но при этом ежегодно он прибавляет на 25 процентов. Сегодня те из европейцев, кто может себе позволить платить за еду больше, всё чаще выбирают продукты с пометкой «эко» или «органик», то есть, произведённые без применения химических удобрений и препаратов, на чистых почвах и воде.
Та же тенденция складывается и в нашей стране. Правда, рынок экологически чистой еды у нас намного скромнее, занимает менее 0,1 общего объёма продуктового ритейла, но растёт теми же темпами по 20 процентов в год. В основном за счёт импорта, на него приходится почти 90 процентов реализуемых в торговой сети экопродуктов.
Развиваться отечественным производителям мешает отсутствие каких-либо стандартов на экологически чистую продукцию, производимую в нашей стране. Сейчас любое предприятие может сопровождать свою продукцию маркировкой «эко», «био», «органик», и при этом она ничем не будет отличаться от обычной. Это расценивается как рекламный шаг и ни к чему не обязывает производителя. В Минсельхозе считают, что пришло время навести в этом деле порядок. Ведь у нас вообще не определено, что считать органической сельхозпродукцией, нет системы контроля её качества. Законопроект как раз и нацелен восполнить этот правовой вакуум.
Такой закон необходим. Надо прежде всего защитить от недобросовестной конкуренции тех, кто реально занимается производством экопродуктов, считает екатеринбургский предприниматель Жаудат Зарипов.
Несколько лет назад он основал экоферму, производит экологически чистые овощи, а также выращивает на мясо быков герефордов. Продукция получается на порядок дороже той, что производят традиционным способом. Торговля такую не берёт, дорого. Но бизнес ширится, реализации помогает Интернет и кафе, где готовят еду только из произведённых на экоферме продуктов.
Наши клиенты люди, которые озабочены здоровым питанием, которые предпочитают мясные блюда из мраморной говядины, но не привезённой из Аргентины, а выращенной у нас, на Урале, рассказывает Жаудат Зарипов.
Действительно, согласно исследованиям агентства Ромир, 58 процентов жителей крупных российских городов заявили о готовности платить дороже за экологически чистые продукты. Благо в России, где до недавнего времени на сельских подворьях было принято держать скот, а на «фазендах» горожан выращивать овощи, многие ещё не забыли, каков бывает вкус у настоящего парного молока, как может быть ароматна только что выкопанная на огороде и запечённая картошка.
К тому же Россия, как никакая другая страна, располагает всеми возможностями для развития такого бизнеса. У нас миллионы гектаров сельхозугодий пустуют, и для выращивания экопродуктов имеется главный ресурс земля. Специалисты утверждают: если примут закон, если будут субсидии фермерам в рамках «зелёной корзины», которую не лимитирует ВТО, российские экопродукты могут не только вытеснить аналогичный импорт с отечественных прилавков, но и занять до 20 процентов европейского рынка «органик»-продуктов.