Власти озаботились производством экологических продуктов питания

Мясной скот породы герефордов выращивают на пастбищах, а зимой их основной рацион – сено. Если соблюдать технологию возделывания и заготовки трав, то на таких кормах можно получить экологически чистую продукцию. Фото Александра Зайцева.

Мясной скот породы герефордов выращивают на пастбищах, а зимой их основной рацион – сено. Если соблюдать технологию возделывания и заготовки трав, то на таких кормах можно получить экологически чистую продукцию. Фото Александра Зайцева.

Минсельхоз предложил узаконить понятие органической сельхозпродукции и разработать меры господдержки её производства. Соответствующий законопроект «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты РФ» федеральное аграрное ведомство направило для рассмотрения в правительство.

Об экологически чистой еде сегодня задумываются многие. В магазинах большей частью представлена продукция крупнотоварного сельскохозяйственного производства, при котором растениеводство немыслимо без применения минеральных удобрений, химических средств защиты растений, а современная ферма или птицефабрика превращаются, по сути, в конвейер по производству мяса, молока, яиц. Применяемые там технологии мало похожи на те, что использовались в патриархальном сельском хозяйстве. Иным получается и качество продукта. Не зря с каждым годом в мире становится всё больше людей, готовых платить втридорога, лишь бы иметь на своём столе настоящие деревенские продукты без «химии».

На недавней международной выставке экопродуктов в Нюрнберге отмечалось, что рынок этой продукции в европейских странах оценивается в 25 миллиардов евро, что приблизительно составляет два-три процента от общего объёма продаж продуктов питания в этих странах. Но при этом ежегодно он прибавляет на 25 процентов. Сегодня те из европейцев, кто может себе позволить платить за еду больше, всё чаще выбирают продукты с пометкой «эко» или «органик», то есть, произведённые без применения химических удобрений и препаратов, на чистых почвах и воде.

Та же тенденция складывается и в нашей стране. Правда, рынок экологически чистой еды у нас намного скромнее, занимает менее 0,1 общего объёма продуктового ритейла, но растёт теми же темпами — по 20 процентов в год. В основном за счёт импорта, на него приходится почти 90 процентов реализуемых в торговой сети экопродуктов.

Развиваться отечественным производителям мешает отсутствие каких-либо стандартов на экологически чистую продукцию, производимую в нашей стране. Сейчас любое предприятие может сопровождать свою продукцию маркировкой «эко», «био», «органик», и при этом она ничем не будет отличаться от обычной. Это расценивается как рекламный шаг и ни к чему не обязывает производителя. В Минсельхозе считают, что пришло время навести в этом деле порядок. Ведь у нас вообще не определено, что считать органической сельхозпродукцией, нет системы контроля её качества. Законопроект как раз и нацелен восполнить этот правовой вакуум.

—Такой закон необходим. Надо прежде всего защитить от недобросовестной конкуренции тех, кто реально занимается производством экопродуктов, — считает екатеринбургский предприниматель Жаудат Зарипов.

Несколько лет назад он основал экоферму, производит экологически чистые овощи, а также выращивает на мясо быков герефордов. Продукция получается на порядок дороже той, что производят традиционным способом. Торговля такую не берёт, дорого. Но бизнес ширится, реализации помогает Интернет и кафе, где готовят еду только из произведённых на экоферме продуктов.

—Наши клиенты — люди, которые озабочены здоровым питанием, которые предпочитают мясные блюда из мраморной говядины, но не привезённой из Аргентины, а выращенной у нас, на Урале, — рассказывает Жаудат Зарипов.

Действительно, согласно исследованиям агентства Ромир, 58 процентов жителей крупных российских городов заявили о готовности платить дороже за экологически чистые продукты. Благо в России, где до недавнего времени на сельских подворьях было принято держать скот, а на «фазендах» горожан выращивать овощи, многие ещё не забыли, каков бывает вкус у настоящего парного молока, как может быть ароматна только что выкопанная на огороде и запечённая картошка.

К тому же Россия, как никакая другая страна, располагает всеми возможностями для развития такого бизнеса. У нас миллионы гектаров сельхозугодий пустуют, и для выращивания экопродуктов имеется главный ресурс — земля. Специалисты утверждают: если примут закон, если будут субсидии фермерам в рамках «зелёной корзины», которую не лимитирует ВТО, российские экопродукты могут не только вытеснить аналогичный импорт с отечественных прилавков, но и занять до 20 процентов европейского рынка «органик»-продуктов.

Областная газета Свердловской области