На выставке «Иннопром-2012» будет представлен первый российский низкопольный трамвай. Об этом сообщил главный конструктор гражданской продукции ОАО «Уралтрансмаш» Сергей Соловьёв. Именно это предприятие подготовило к испытаниям и запуску в серию новинку, которая должна существенным образом изменить представление наших горожан о трамвае и общественном транспорте.
Вообще-то, многие из нас, бывая за рубежом, уже успели воспользоваться услугами этого вида современного городского электротранспорта. В европейских странах низкопольный трамвай органично вписался в среду старинных городских кварталов. Отличительной особенностью такого трамвая является малая высота пола. Он как бы парит над рельсами в нескольких сантиметрах от асфальта или мостовой. Из этого вытекают и очевидные преимущества: удобство пользования таким транспортом для пожилых людей, пассажиров с детскими колясками, инвалидов-колясочников. Им не надо штурмовать ступеньки, посадочная площадка вагона максимально приближена к тротуару. Есть и другие плюсы таких трамваев: от них меньше шума, а для неосторожных пешеходов меньше шансов оказаться под его колёсами.
В начале июня на заводе «Уралтрансмаш» и. о. заместителя председателя правительства Александру Петрову уже презентовали строящийся низкопольный трамвай модели «409» вместимостью 260 пассажиров, рассказали о его компоновке и особенностях. Первый уральский низкопольный трамвай состоит из трёх секций, общая их длина составляет 21 метр. Крайние из секций опираются на колёсные тележки, средняя навесного типа и соединена с другими узлами сочленения. В новинке применена совершенно другая колёсная тележка, отличная от тех, которыми комплектуются серийные вагоны «Спектр». У этого трамвая нет колёсных пар как таковых, привод осуществляется на каждое колесо отдельно. Иначе просто не удалось бы «приземлить» пол трамвая максимально близко к дорожному полотну.
На базе трёхсекционного вагона на Уралтрансмаше собираются создать целый модельный ряд низкопольных трамваев. Они могут состоять из пяти, семи и даже девяти секций. На показе новинки речь зашла и о челночном варианте такого трамвая, к проектированию которого здесь приступили. Как правило, такой вариант электротранспорта используется на особо загруженных направлениях. Двери в «челноках» устроены с двух сторон вагонов, это позволяет делать трамваи многосекционными и уйти от разворотных путевых колец. Кстати, трамвай-челнок рассматривается применительно к будущей ветке скоростного трамвая, которая должна соединить строящийся в Екатеринбурге микрорайон Академический с центром города.
Стоит признать, что уже многие российские города «беременны» низкопольным трамваем. Низкопольный общественный транспорт даёт иной уровень свободы передвижения тем категориям населения, которым, в силу их физического состояния, прочие виды городского транспорта не доступны. Такой транспорт атрибут любого современного города. Планы приобрести низкопольные трамваи есть у муниципалитетов Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, других городов. В Санкт-Петербурге низкопольный тридцатипятиметровый трамвай французской фирмы «Альстом» уже стоит на территории местного Горэлектротранса, готовый к первым пробным выездам.
Питерцы, наверное, более других продвинулись к внедрению такого транспорта. Ещё осенью прошлого года на местном Октябрьском электровагоноремонтном заводе они презентовали макет низкольного трамвая в натуральную величину всё тот же «Альстом».
В случае, если власти северной столицы объявят конкурс на поставку современных трамваев, и французы победят, производить трамваи они намерены на Октябрьском электровагоноремонтном заводе. Так что нашему «Уралтрансмашу» стоит поторопиться со своим низкопольным трамваем. Пока, как сказал Сергей Соловьёв, после показа трамвая на Иннопроме-2012 он должен пройти испытания, и только по их итогам будет принято решение о запуске в серию.
Кстати, все предыдущие свои «Спектры» уральский завод испытывал на базе ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление». Надеются там увидеть и очередную новинку «Уралтрансмаша». И, в тоже время, питают определённый скепсис по поводу низкопольной машины.
Как он будет вписываться в кривые, в повороты это вопрос. У нас же все кривые малого радиуса, а там конструкция тележки отличная от тех, что имеются на наших трамваях, делился сомнениями главный инженер Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления Владимир Ермошин.
Но больше всего эксплуатационников горэлектротранспорта смущает цена такого трамвая.
Наверное, переход на низкопольные трамваи процесс неизбежный, городская среда и транспорт в том числе должны быть доступными для всех. Но возможности основной массы городов России по приобретению низкопольных трамваев очень ограничены. Они стоят в три раза дороже обычных, и цена на такой трамвай может доходить до 40 миллионов рублей, рассказывал Владимир Ермошин.
Многие из моих собеседников перспективу появления на улицах Екатеринбурга низкопольных вагонов связывают с налаживанием скоростного трамвайного движения до Академического. Недавно в администрации Екатеринбурга прошло заседание транспортного совета, где как раз обсуждался вопрос строительства ветки скоростного трамвая. Похоже, все предложенные варианты прокладки линии не впечатлили городские власти слишком дорого. Тем не менее, как заявил первый вице-мэр Сергей Швиндт, если в сентябре Екатеринбург войдёт в число городов, принимающих чемпионат мира 2018 года по футболу, то, получив соответствующее финансирование, городские власти смогут построить ветку скоростного трамвая в ближайшие два-три года.
Ещё раз убеждаешься, что кардинальное обновление транспортной инфраструктуры Екатеринбурга целиком зависит от попадания города в такие проекты, как чемпионат мира по футболу 2018 года, как Экспо-2020. И, если мы хотим видеть свой город краше, нам всем стоит поболеть за то, чтобы оба эти события получили прописку в Екатеринбурге.