Уральский завод представит первый российский низкопольный трамвай.

На улицах Вены, как и многих других европейских городов, низкопольный трамвай стал привычным транспортом. Фото Рудольфа Грашина.

На улицах Вены, как и многих других европейских городов, низкопольный трамвай стал привычным транспортом. Фото Рудольфа Грашина.

На выставке «Иннопром-2012» будет представлен первый российский низкопольный трамвай. Об этом сообщил главный конструктор гражданской продукции ОАО «Уралтрансмаш» Сергей Соловьёв. Именно это предприятие подготовило к испытаниям и запуску в серию новинку, которая должна существенным образом изменить представление наших горожан о трамвае и общественном транспорте.

Вообще-то, многие из нас, бывая за рубежом, уже успели воспользоваться услугами этого вида современного городского электротранспорта. В европейских странах низкопольный трамвай органично вписался в среду старинных городских кварталов. Отличительной особенностью такого трамвая является малая высота пола. Он как бы парит над рельсами в нескольких сантиметрах от асфальта или мостовой. Из этого вытекают и очевидные преимущества: удобство пользования таким транспортом для пожилых людей, пассажиров с детскими колясками, инвалидов-колясочников. Им не надо штурмовать ступеньки, посадочная площадка вагона максимально приближена к тротуару. Есть и другие плюсы таких трамваев: от них меньше шума, а для неосторожных пешеходов меньше шансов оказаться под его колёсами.

В начале июня на заводе «Уралтрансмаш» и. о. заместителя председателя правительства Александру Петрову уже презентовали строящийся низкопольный трамвай модели «409» вместимостью 260 пассажиров, рассказали о его компоновке и особенностях. Первый уральский низкопольный трамвай состоит из трёх секций, общая их длина составляет 21 метр. Крайние из секций опираются на колёсные тележки, средняя — навесного типа и соединена с другими узлами сочленения. В новинке применена совершенно другая колёсная тележка, отличная от тех, которыми комплектуются серийные вагоны «Спектр». У этого трамвая нет колёсных пар как таковых, привод осуществляется на каждое колесо отдельно. Иначе просто не удалось бы «приземлить» пол трамвая максимально близко к дорожному полотну.

На базе трёхсекционного вагона на Уралтрансмаше собираются создать целый модельный ряд низкопольных трамваев. Они могут состоять из пяти, семи и даже девяти секций. На показе новинки речь зашла и о челночном варианте такого трамвая, к проектированию которого здесь приступили. Как правило, такой вариант электротранспорта используется на особо загруженных направлениях. Двери в «челноках» устроены с двух сторон вагонов, это позволяет делать трамваи многосекционными и уйти от разворотных путевых колец. Кстати, трамвай-челнок рассматривается применительно к будущей ветке скоростного трамвая, которая должна соединить строящийся в Екатеринбурге микрорайон Академический с центром города.

Стоит признать, что уже многие российские города «беременны» низкопольным трамваем. Низкопольный общественный транспорт даёт иной уровень свободы передвижения тем категориям населения, которым, в силу их физического состояния, прочие виды городского транспорта не доступны. Такой транспорт — атрибут любого современного города. Планы приобрести низкопольные трамваи есть у муниципалитетов Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, других городов. В Санкт-Петербурге низкопольный тридцатипятиметровый трамвай французской фирмы «Альстом» уже стоит на территории местного Горэлектротранса, готовый к первым пробным выездам.

Питерцы, наверное, более других продвинулись к внедрению такого транспорта. Ещё осенью прошлого года на местном Октябрьском электровагоноремонтном заводе они презентовали макет низкольного трамвая в натуральную величину — всё тот же «Альстом».

В случае, если власти северной столицы объявят конкурс на поставку современных трамваев, и французы победят, производить трамваи они намерены на Октябрьском электровагоноремонтном заводе. Так что нашему «Уралтрансмашу» стоит поторопиться со своим низкопольным трамваем. Пока, как сказал Сергей Соловьёв, после показа трамвая на Иннопроме-2012 он должен пройти испытания, и только по их итогам будет принято решение о запуске в серию.

Кстати, все предыдущие свои «Спектры» уральский завод испытывал на базе ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление». Надеются там увидеть и очередную новинку «Уралтрансмаша». И, в тоже время, питают определённый скепсис по поводу низкопольной машины.

—Как он будет вписываться в кривые, в повороты — это вопрос. У нас же все кривые малого радиуса, а там конструкция тележки отличная от тех, что имеются на наших трамваях, — делился сомнениями главный инженер Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления Владимир Ермошин.

Но больше всего эксплуатационников горэлектротранспорта смущает цена такого трамвая.

—Наверное, переход на низкопольные трамваи процесс неизбежный, городская среда и транспорт в том числе должны быть доступными для всех. Но возможности основной массы городов России по приобретению низкопольных трамваев очень ограничены. Они стоят в три раза дороже обычных, и цена на такой трамвай может доходить до 40 миллионов рублей, — рассказывал Владимир Ермошин.

Многие из моих собеседников перспективу появления на улицах Екатеринбурга низкопольных вагонов связывают с налаживанием скоростного трамвайного движения до Академического. Недавно в администрации Екатеринбурга прошло заседание транспортного совета, где как раз обсуждался вопрос строительства ветки скоростного трамвая. Похоже, все предложенные варианты прокладки линии не впечатлили городские власти — слишком дорого. Тем не менее, как заявил первый вице-мэр Сергей Швиндт, если в сентябре Екатеринбург войдёт в число городов, принимающих чемпионат мира 2018 года по футболу, то, получив соответствующее финансирование, городские власти смогут построить ветку скоростного трамвая в ближайшие два-три года.

Ещё раз убеждаешься, что кардинальное обновление транспортной инфраструктуры Екатеринбурга целиком зависит от попадания города в такие проекты, как чемпионат мира по футболу 2018 года, как Экспо-2020. И, если мы хотим видеть свой город краше, нам всем стоит поболеть за то, чтобы оба эти события получили прописку в Екатеринбурге.

Областная газета Свердловской области