Халатность персонала ресторана привела к госпитализации 17 человек

В начале июня Геннадий Онищенко заявил, что не рекомендует россиянам посещать суши-рестораны. Не прислушались. А ведь тогда глава

Роспотребнадзора предупреждал: «Сам факт поглощения такой рыбы небезразличен в худшую сторону для вашего организма». Для двух десятков организмов свердловчан это пророчество сбылось на прошлой неделе.

Эксперимент «Филадельфия»

В период с 25 по 27 июня 2012 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» поступило 12 экстренных извещений о случаях заболеваний острыми кишечными инфекциями, связанных с употреблением продукции (роллов) ресторана «Сушкоф», расположенного в Екатеринбурге: пострадали 11 взрослых и один ребёнок четырёх лет, из них 11 человек госпитализированы в инфекционные стационары города Екатеринбурга.

28 июня пресс-служба ведомства передала: «Управление Роспотребнадзора по Свердловской области продолжает расследование случаев заболевания острой кишечной инфекцией, связанных с употреблением продукции ресторана „Сушкоф“. Пострадали 16 взрослых и один ребёнок четырёх лет, 12 человек госпитализированы в инфекционные стационары города Екатеринбурга, все заболевшие находятся в состоянии средней тяжести».

2 июля. Иван Зайченко, руководитель компании «Сушкоф»:

—Для нас это стало потрясениям — согласно тем строгим нормам и требованиям к своей деятельности, которых изначально придерживается компания «Сушкоф», такого просто не могло произойти. Но факт есть факт, поэтому мы выясняем, что действительно случилось.

Роспотребнадзор, официальная информация ведомства: «По предварительной версии, вспышка острой кишечной инфекции имеет пищевой путь передачи. По данным эпид-анамнеза, все заболевшие употребляли продукцию ресторана „Сушкоф“ (в 80 процентах случаев — роллы „Филадельфия“).

Специалистами надзорного ведомства была проведена проверка двух кафе „Сушкоф“, цеха по изготовлению и доставке суши и роллов. В ходе мероприятий были выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил. В частности, работниками пищеблоков не соблюдаются температурный режим и сроки хранения продуктов, технология приготовления блюд, нарушаются требования к маркировке, использованию и обработке инвентаря.

Планировка помещений не обеспечивает соблюдение санитарных правил: недостаток изолированных цехов создает встречные потоки сырой и готовой продукции, не соблюдается температурный режим, отсутствуют условия для соблюдения личной гигиены сотрудниками. На момент обследования не на весь персонал были представлены медицинские книжки установленного образца с результатами медицинского осмотра, профессиональной гигиенической аттестации и иммунизации».

Интересно, что же тогда значат «строгие нормы» в понимании компании, которых она изначально придерживалась?

Иван Зайченко подчёркивает, что «это первый за пятилетнюю историю случай в нашей работе, чтобы компания „Сушкоф“ нанесла вред своим клиентам. В данной ситуации мы намерены докопаться до истины, выяснить правдоподобность выявленных нарушений совместно с Роспотребнадзором и устранить их».

Кстати, в нашем Роспотребнадзоре подтвердили догадку журналиста «ОГ», что за эти пять лет компания вообще то ни разу не проверялась сотрудниками этого ведомства. У нас ведь с 1 июля 2009 года уведомительный порядок открытия нового дела. То есть вовсе не надо, как было раньше заведено, получать перед началом деятельности санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Да и проверить теперь компании в плановом порядке он может только после трёх лет её существования. Вот многие деловые люди просто перерегистрируют свои фирмы к концу этого трёхлетнего беспроверочного периода и начинают жить «с чистого листа».

А ведь задумка была такой, что в условиях снижения числа проверок сам бизнес должен взять на себя ответственность за качество и безопасность услуг. Не сработало. Во всяком случае в нашей области удельный вес нарушений найденных Роспотребнадзором в ходе проверок за прошлый год у юридических лиц и ИП составил 80 процентов, что на 14,5 процента больше, чем в 2010 году.

Путь самурая

Одной из версий произошедшего отравления, выдвигаемой руководством компании, стало предположение о диверсии конкурентов. По-другому, наверное трудно интерпретировать послание, обращённое к представителям СМИ:

«Если такой причиной могли стать чьи-то сознательные действия, направленные на дискредитацию компании, наша важнейшая задача на будущее — уделять внимание не только обязательным нормам производственного процесса, санитарной безопасности, компетенции персонала, но и собственно безопасности компании, возможным последствиям недобросовестной конкуренции. Сейчас мы проводим внутреннее расследование, пока никаких доказанных фактов злоумышленных действий нет, но слишком уж хорошо спланированной выглядит акция».

Увы, детективная версия бизнес-войн не продержалась и пары дней.

3 июля. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» в рамках своего расследования, провёл лабораторные исследования сырья, готовой продукции, смывов и материалов от людей. Анализ выявил наличие возбудителя — сальмонеллы в роллах с тунцом, смывах с инвентаря, а также у 13 пострадавших (не все исследования окончены). Путь передачи инфекции определен как пищевой.

По данным на 3 июля 2012 года, пострадали 23 взрослых и один ребёнок четырёх лет, 17 человек были госпитализированы в инфекционные отделения города Екатеринбурга.

Компания оперативно известила прессу, а через неё и население, о причинах сальмонелльного удара. По словам корпоративного шеф-повара компании «Сушкоф» Тимура Ситдикова, по результатам внутренней проверки выяснилось, что начало вспышке заболеваний положил сотрудник ресторана, который обращался 19 июня в больницу № 40 с острой кишечной инфекцией, а 21 числа вышел на работу больным и скрыл факт заболевания.

—Сотрудник, о котором идёт речь, работает в ресторане «Сушкоф» уже три года, никогда не имел нареканий, является образцовым работником. Компания «Сушкоф» всегда отстаивает интересы сотрудников, мы не виним его в данном поступке, в первую очередь это вина директора филиала, который позволил данному происшествию произойти, — рассказал Тимур Ситдиков.

Об увеличении количества пострадавших в послании скромно умалчивается. О том, что сотрудника компании специально заразили зловредные конкуренты, тоже не фантазируют. Просто уволили директора филиала и торжественно пообещали, что «в самое ближайшее время все мыслимые и немыслимые недостатки в нашей работе будут устранены».

В новых стандартах компании для этого продекларированы 18 мер. Кстати, девятая по счёту из них — «Разделение зон приготовления роллов. „Филадельфия“ будет готовиться в отдельной зоне». А к концу недели компания обещала определиться с размерами и формами компенсации пострадавшим любителям японской кухни.

«Теперь главная цель для нас — сделать „Сушкоф“ самой безопасной ресторанной компанией в России», — заявляет Иван Зайченко, выражает свои извинения пострадавшим и благодарит тех, кто «остаётся с нами в трудную минуту».

Восточная экзотика

не при чём

Организации по защите прав потребителей уже выразили готовность связаться с пострадавшими, чтобы помочь им грамотно истребовать компенсации и возмещение морального вреда.

Чкаловским судом Екатеринбурга приостановлена на 90 суток деятельность ООО «Красная папка» на двух объектах (ул. Щербакова, 35 и 37), подразделений компании.

Ситуация находится на особом контроле руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Свою проверку по данному факту ведёт и Следственное управление СК РФ по Свердловской области.

После массового отравления роллами из ресторана «Сушкоф» в столице Среднего Урала создана специальная «горячая линия». По тел. 8-922-160-00-07

рестораторы Екатеринбурга готовы принимать жалобы горожан на качество блюд японской кухни. В дальнейшем будет создана постоянная «горячая линия» по вопросам качества популярных в городе суши и роллов, отметили инициаторы «горячей линии».

Кроме того, в ближайшее время екатеринбургские компании, занимающиеся японской кухней, намерены провести «круглый стол», чтобы выработать общие стандарты безопасности в этой сфере.

Уверен, что в зоне риска далеко не одни любители роллов и суши. Даже в данном вопиющем случае свою роковую роль сыграла не восточная экзотика, а наша российская расхлябанность и расчёт на русский авось. Теперь хотя бы у этой компании будет три месяца, чтобы привести свои помещения в соответствие с санитарными нормами.

По тел. 8-922-160-00-07 рестораторы Екатеринбурга готовы принимать жалобы горожан на качество блюд японской кухни. В дальнейшем будет создана постоянная «горячая линия» по вопросам качества популярных в городе суши и роллов, отметили инициаторы «горячей линии».

Областная газета Свердловской области